20 октября 2014 года Верховная Рада наконец-то проголосовала за принятие законопроекта №5141 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно некоторых вопросов наследования)". Основная цель, которая преследовалась авторами законопроекта – упростить процедуру принятия и оформления наследства в сельской местности, а также отменить обязательную оценку наследства в тех случаях, когда в ней нет необходимости.
За наследством – в сельсовет
Основным новшеством является то, что после вступления изменений в законную силу, для принятия наследства в сельской местности не нужно будет искать нотариуса, подать заявление и оформить наследство можно будет у должностного лица органа сельсовета.
В соответствии с изменениями, которые вносятся законопроектом в Гражданский Кодекс Украины и Закона Украины «О нотариате» уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления в сельской местности смогут выдавать свидетельства о праве на наследство, а также свидетельства о праве собственности на долю в общем совместном имуществе супругов в случае смерти второго из супругов. Также к полномочиям этих должностных лиц будет относиться принятие мер для охраны наследственного имущества.
Закон устанавливает требования к таким должностным лицам: наличие высшего юридического образования, опыт работы в области права не менее трех лет и прохождение в течение года стажировки в государственной нотариальной конторе или у частного нотариуса. Кроме того, кандидаты должны завершить обучение по работе с едиными и государственными реестрами, функционирующими в системе Министерства юстиции Украины, и сдать экзамен по наследственному праву в порядке, установленном Министерством юстиции Украины.
Контроль за организацией нотариальной деятельности уполномоченных на это должностных лиц органов местного самоуправления, соблюдением ими порядка совершения нотариальных действий и соблюдением правил нотариального делопроизводства осуществляется Министерством юстиции Украины.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что предложенными изменениями в действующее законодательство никак не урегулирован вопрос ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, а также возмещения вреда, причиненного их неправомерными действиями, в отличие от нотариусов.
Кроме нотариальных функций, указанные должностные лица органов местного самоуправления сельского населенного пункта будут осуществлять функции государственного регистратора по регистрации прав наследников первой и второй очереди по закону (как в случае наследования ими по закону, так и в случае наследования ими по завещанию) и по праву представления на унаследованное ими недвижимое имущество, а также регистрации прав собственности на долю в общем имуществе супругов в случае смерти одного из супругов.
Оценка не требуется
Еще одной новеллой является отмена обязательной оценки имущества для определения размера налога при наследовании наследниками первой и второй очереди по закону (как в случае наследования ими по закону, так и в случае наследования ими по завещанию) и по праву представления, а также при наследовании имущества, стоимость которого облагается по нулевой ставке.
Напомним, что по праву представления внуки, правнуки наследуют ту долю наследства, которая принадлежала бы их родителям, бабушке, дедушке, если бы они были живы. Прабабушка, прадедушка наследуют часть, которая принадлежала бы их детям (бабушке, дедушке наследодателя). Племянники наследодателя наследуют ту часть, которая по закону должна была принадлежать их родителям (сестре, брату наследодателя), если бы они были живы на момент открытия наследства.
По нулевой ставке облагаются подоходным налогом:
а) стоимость собственности, наследуемой членами семьи наследодателя первой степени родства (дети, супруги, родители);
б) наследство инвалида 1 группы, ребенка-инвалида, ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки;
в) денежные сбережения, помещенные до 2 января 1992 года в учреждения Сберегательного банка СССР и государственного страхования СССР, которые действовали на территории Украины, а также в государственные ценные бумаги (облигации Государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, облигации Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР) и денежные сбережения граждан Украины, помещенные в учреждения Сберегательного банка Украины и бывшего Укргосстраха в течение 1992-1994 годов, погашение которых не состоялось.
В завершение отметим, что изменения в законодательстве относительно оценки имущества при наследовании вступят в силу уже на следующий день после публикации закона, а изменения относительно оформления наследства должностными лицами органов местного самоуправления – лишь с 1 января 2016 года.