Что такое налоговая разница? Это, собственно говоря, просто разница между доходами предприятия и расходами, необходимыми для получения доходов. Если предприятие определит ее правильно и, соответственно, оплатит налог на прибыль, то у Налоговой не будет к нему претензий. Первый вице-президент УСПП Сергей Прохоров популярно объясняет непосвященным: «Когда инвестор покупает какое-нибудь предприятие в Украине, а потом начинает его ремонтировать, то ему непонятно, почему нельзя отнести на себестоимость расходы на этот ремонт и что это за две разницы, возникающие в бухгалтерском учете и в налоговом». «Как же можно говорить о реновации нашей экономики, – продолжает Прохоров, – если мы не устраним из Налогового кодекса такую преграду?». Топ-менеджер УСПП благодарен Министерству финансов и Министерству доходов и сборов за то, что они предоставили бизнесу возможность принять участие в обсуждении предлагаемых изменений в Налоговый кодекс.
Между тем, об этих ведомствах не скажешь, что они выступают единым фронтом, поскольку их функции сегодня во многом переплетаются и перекрываются. В частности, по словам источника «Дня», «доходники» очень ревниво отнеслись к инициативе Минфина (он со своей инициативой будто залез в чужой огород) и не очень склонны принимать предлагаемые изменения без боя. Еще бы: минфиновская модель связана со значительными трудностями для налоговой службы в плане администрирования. Вероятно, ее больше привлекает другая версия, которая применяется в некоторых странах для налогообложения крупных корпораций и предусматривает обязательный аудит, который облегчает работу налоговой службы. Вот только нашему среднему и малому бизнесу обязательный аудит не по карману (его стоимость – это, как правило, примерно 3-5% от суммы, которая подтверждается аудитом). И финансисты в этом споре с Налоговой имеют существенное преимущество: бизнесу, едва ли не впервые, предлагаемые Минфином налоговые новации, должны понравиться.
В этом бухгалтеров и топ-менеджеров компаний убеждала разработчик этого законопроекта заместитель директора Научно-исследовательского финансового института при Академии финансового управления Минфина Людмила Левинская. По ее мнению, «идеология налоговых разниц является для украинского бизнеса привлекательной хотя бы потому, что их администрирование является простым и дешевым». Характеризуя законопроект, Левинская отмечает, что его разработчики стремились устранить «экономически необоснованные налоговые разницы».
Для большинства предприятий количество налоговых разниц не превышает, по словам ученого, 4-6, что составляет лишь 2% от того перечня, который есть сегодня в Налоговом кодексе. В то же время, Левинская рассказывает, что перед разработчиками ставилась задача сохранить фискальную составляющую, чтобы не пострадал бюджет и договоренности, которые существуют сегодня между властью и бизнесом, сохранились. «Сегодня большинство налоговых разниц – результат договоренности власти и бизнеса, – утверждает Левинская и, защищая предлагаемую модель и нападая на модель оппонентов, разъясняет бизнес-логику последней: – Вы практически вернетесь к модели, которая существовала до утверждения Налогового кодекса. Валовые доходы и расходы – это шаг назад, возвращение к старой модели, где вы будете отдельно для Налоговой вести учет доходов и расходов, на которые вы потом откорректируете финансовый результат для формы 2».
И все же заместитель директора института отмечает, что каждая из моделей имеет право на существование. Она призывает бизнес высказывать свои замечания для того, чтобы определить лучшую. При этом она называет себя человеком, идущим впереди, и обещает выдержать, если в спину ей полетит камень.
Бизнес еще не определился окончательно с выбором предложенных моделей, говорит председатель экономической комиссии УСПП Юлия Драговоз. Она сообщает, что «до выяснения всех вопросов мы подали законопроект, в котором предлагается отсрочить внесение изменений, обсуждаемых и (разрешить бизнесу. – Авт.) не подавать отчеты за 2013 год».
А вот менеджер аудиторской компании BDO Сергей Рогозный уже сделал свой выбор. Он называет модель, предлагаемую Минфином, «настолько большим шагом вперед и позитивным движением в направлении цивилизованного учета, что ее трудно переоценить». Но при этом считает, что ее необходимо совершенствовать. В частности, он предлагает изъять из документа пункт, который относит социальную сферу предприятий к постоянной разнице по расходам, поскольку это будет препятствовать решению нескольких важных общегосударственных задач: демографической, кадровой и бюджетной. Например, расходы бюджета на содержание детских садов, домов культуры и учреждений образования, по мнению аудитора, во много раз превышают бюджетные поступления из-за отказа предпринимателей содержать социальную сферу.
Комментарий к теме
Министр доходов и сборов Украины Александр Клименко – о налоговых «перспективах» в Украине:
«Мы должны получить позицию Президента. Я же считаю, что все изменения, которые мы должны делать, должны быть направлены на улучшение бизнес-климата. Берем за основу вопросы совершенствования механизма администрирования. Поэтому по этому вопросу решение примет Президент. И мы его будем выполнять»
Виталий Княжанский