В среду в депутатском корпусе Верховной рады появилось новое объединение – по защите малого и среднего бизнеса. Народные депутаты из Партии регионов вместе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым и другими министрами будут работать над тем, чтобы оградить предпринимателей от излишнего внимания проверяющих органов. Такое решение было принято на встрече регионалов с президентом Виктором Януковичем.
У президента и первого вице-премьера уже была возможность помочь украинскому бизнесу в защите своих интересов. Еще в феврале 2013 года Янукович встречался с главой Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сумой Чакрабарти. По итогам встречи они договорились внедрить в Украине институт бизнес-омбудсмена – специального органа, который будет следить за соблюдением прав и интересов предпринимателей.
Его создание – одно из условий, при котором ЕБРР готов продолжить инвестировать в Украину на том же уровне, что и раньше, предупредил Чакрабарти в феврале 2013-го. В обратном случае украинская экономика лишится части кредитов ЕБРР. В 2012 году банк вложил в нашу страну 1,2 млрд евро.
Подписать меморандум об антикоррупционной политике, в котором и прописаны основные положения работы института бизнес-омбудсмена, ЕБРР, представители бизнеса и власти должны были еще в июле 2013 года. Согласно документам, которые есть в распоряжении Forbes, проект документа был готов в срок. Но подписывать его украинская сторона не спешит.
Модель работы
Как может выглядеть институт бизнес-омбудсмена в Украине? Предлагалось несколько вариантов. Министр экономразвития и торговли Игорь Прасолов считает, что функции защитников бизнеса уже выполняют чиновники его министерства и Госслужба по предпринимательству и регуляторной политике, поэтому создавать новый орган смысла нет. Федерация работодателей Украины, возглавляемая владельцем Group DF Дмитрием Фирташем, и Ассоциация налогоплательщиков под руководством Валентины Арбузовой, матери первого вице-премьера, предлагали передать функции бизнес-омбудсмена им.
Но ЕБРР – категорически против таких вариантов. Бизнес-омбудсмен должен быть полностью финансово и организационно независимым как от власти, так и от влияния отдельных крупных предпринимателей, говорилось в июньских рекомендациях Базельского института корпоративного управления, который привлекали к подготовке меморандума.
Судя по последней версии проекта меморандума, отправленного на утверждение украинским властям, ЕБРР удалось убедить руководство страны в своей правоте. Чтобы обеспечить независимость бизнес-омбудсмена от влияния власти, в документе предлагается создать принципиально новый, не входящий в подчинение правительству, президенту или какому-либо другому заинтересованному лицу орган. Работать в его составе будут сам омбудсмен, два его заместителя и секретариат.
Руководить этим органом должна «Группа сторон». Уполномоченные представители правительства, международных финансовых организаций и бизнес-ассоциаций – то есть три стороны – должны иметь в ней равное количество голосов. В «Группу сторон» также будут входить наблюдатели от общественных организаций, но без права голоса.
Все ключевые решения – в том числе по увольнению руководства этого органа – должны приниматься двумя третями голосов, то есть двумя из трех блоков участников. Исходя из состава группы, большинство, очевидно, будет на стороне бизнеса. А значит, представители власти не смогут заблокировать невыгодное им решение или уволить неугодного бизнес-омбудсмена.
Согласие всех трех сторон – желательное, но не обязательное условие для работы этого органа. Исключение – это назначение бизнес-омбудсмена. Утверждать его кандидатуру должен президент по единогласному предложению «Группы сторон».
Эти же три группы участников будут и финансировать орган через членские взносы. То есть государство не сможет сделать главу этого органа более сговорчивым, перекрыв ему финансирование. Дополнительные деньги можно будет привлечь, установив дифференцированную плату за рассмотрение жалоб бизнеса, говорится в рекомендациях Базельского института.
Причины задержки
Основная задача бизнес-омбудсмена – реагировать на жалобы предпринимателей и помогать решать их проблемы. Он публично будет озвучивать результаты деятельности правительства по улучшению бизнес-климата, раз в год отчитываться о своей работе, а также о работе Межведомственной комиссии по защите прав инвесторов. Эту комиссию возглавляет первый вице-премьер-министр Сергей Арбузов.
Но деталей, какие именно полномочия будут у нового органа, в документе нет. «Их нужно будет определять отдельно, и чтобы наделить бизнес-омбудсмена нужными правами, необходимо будет вносить изменения в действующие законы», – считает Анна Деревянко, директор Европейской Бизнес Ассоциации, участвовавшей в подготовке меморандума.
Эксперты Базельского института рекомендовали наделить омбудсмена полномочиями проведения расследований и защиты лиц, которые ему в этом помогают. Хотя права проводить криминальные расследования у него быть не должно.
Политической воли для внедрения института бизнес-омбудсмена в Украине, судя по всему, также пока нет. В его подготовке, кроме международных финансовых организаций и представителей бизнеса, принимали участие представители Министерства доходов, Администрации президента и службы Сергея Арбузова. Свою подпись под документом должны поставить президент, первый вице-премьер, представители ЕБРР, Международного банка реконструкции и развития, IFC, МВФ и ключевые бизнес-ассоциации в Украине. Подготовка документа была завершена еще в июле, и ЕБРР настаивал на подписании меморандума до начала периода отпусков в августе. Но документ до сих пор не подписан, и перспективы его не ясны.
Почему? К моменту публикации материала получить комментарий первого вице-премьера Арбузова не удалось. Двое высокопоставленных собеседников – в Администрации президента и Госкомпредпринимательства – говорят, что возможных причин может быть две. Во-первых, занятость руководства страны подготовкой к ноябрьскому саммиту Украина – ЕС, во-вторых – нежелание «плодить дублирующие структуры».
Формально, вопрос защиты прав бизнеса в правительстве возложен на ведомство Михаила Бродского, а борьба с коррупцией – на специального уполномоченного Андрея Богдана. «Госкомпредпринимательства покрывает 80% всех вопросов взаимодействия бизнеса и правительства. Не охвачены только конфликты в налоговой и таможенной сферах. Но ради них создавать отдельный орган просто нецелесообразно», – отмечает собеседник в этом ведомстве.
«Если на создание этого института будет политическая воля и его наделят реальными полномочиями, то бизнес-омбудсмен все же может стать действенным арбитром в отношениях власти и бизнеса», – считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский. Но, по его словам, большинство министерств, которые анализировали вопрос целесообразности внедрения этого органа, пришли к выводу, что не видят в нем необходимости. Очевидно, пока нежелание министерств перевешивает заинтересованность президента в деньгах ЕБРР.