Несколько дней назад, 15 октября, случилось то, чего так долго ждал весь украинский бизнес: власти запустили ускоренную процедуру регистрации предпринимателей и компаний. Отныне, как уверяет глава Минюста Павел Петренко, для того, чтобы встать на учет в Пенсионном фонде, в Государственной фискальной службе и в органах Госстата, потребуется всего лишь 24 часа. Все эти структуры будут пользоваться информацией, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц и физлиц-предпринимателей. Фактически, это и есть реализация "единого окна", которую обещали несколько лет. Минимум волокиты, минимум коррупции и вместе с тем армия довольных бизнесменов.
Однако то, что Минюст и ГФС подают как реверанс в сторону дерегуляции и эпохальное решение ради снятия бюрократических барьеров, в реальности решает лишь десятую часть тех проблем, с которыми сталкивается украинский бизнес в ходе упомянутых процедур. Да и корень зла, на самом деле, вовсе не в регистрации.
Конечно, здесь тоже не все гладко. Достаточно вспомнить историю с обнародованием конечных бенефициаров, которая привела к огромным очередям к регистраторам. Или извечные сложности с подачей документов в различные ведомства, которые забраковывались ввиду формальных причин. Например, из-за отсутствующей запятой, и даже из-за того, что текст, заполненный от руки, плохо читался. Эта казуистика, очень хочется верить, наконец уйдет в прошлое. Но есть гораздо большая "заноза", о которой не особо хотят говорить министры и другие чиновники.
Львиная доля сложностей возникает как раз на этапе ликвидации бизнеса. Это и запутанные процедуры, и чрезмерная документальная волокита, и, конечно же, коррупция. В конце концов, вряд ли поисковые системы пестрели бы предложениями разных фирм и фирмочек ликвидировать СПД или компанию в ускоренном режиме, если бы предприниматель или руководитель предприятия мог осуществить это самостоятельно и в сжатые сроки.
Красноречиво это подтверждает и рейтинг Doing Business, на который так любят ссылаться в правительстве. Например, если по легкости регистрации предприятий Украина находится на 69 месте, то по показателю разрешения неплатежеспособности (он косвенно и свидетельствует о том, как осуществляется ликвидация бизнеса к конкретно взятом государстве) — на далеком 141 месте.
Причем многие ликвидационные процедуры затягиваются умышленно, и не в последнюю очередь — представителями проверяющих органов. По идее, если ликвидируемая компания в течение с двух месяцев не получила требования со стороны кредиторов, регистратор имеет право завершить процедуру ликвидации без проверки. Однако с этим категорически не соглашается ГФС, представители которой могут "мучить" бизнесмена от нескольких месяцев до года. И правда, зачем отказываться от практики, которая обкатана и работает годами?
Не меньшую головную боль причиняют бизнесу затяжные споры с партнерами и контрагентами, в том числе судебные. Даже если они закрыты и давно забыты, у ревизоров появляется отличная возможность и право провести более глубокую проверку. А значит, снова штрафы, снова время и нервы, снова коррупция. В итоге бизнес пускается на всякие ухищрения, которые позволяют пройти ликвидацию относительно законно, но безболезненно. Например, путем смены собственников или инициации процедуры банкротства.
Хотя логика проверяющих в целом проста и очевидна: чем дольше заявитель будет бегать по кабинетам и проходить предликвидационную проверку (без нее, как известно, невозможно получить форму 22-ОПП и закрыть предприятие или СПД), тем выше вероятность найти у него какое-то нарушение и взыскать штраф. А вдобавок, если повезет, еще и получить что-то в виде "неформальных платежей".
Только вот такие подходы как-то совершенно не вяжутся с гордыми заявлениями о снижении давления на бизнес. И лишь укрепляют уверенность в том, что регуляторной реформы как таковой в Украине до сих пор нет. И будет ли она — большой вопрос.
Наталья Ульянова