• Посилання скопійовано

Чому реєстрація бізнесу за 24 години не вирішить проблем підприємців

З 15 жовтня реєстрація бізнесу здійснюється протягом 24 годин. Однак те, що Мін'юст і ГФС подають як епохальне рішення заради зняття бюрократичних бар'єрів, в реальності вирішує лише десяту частину проблем бізнесу

Чому реєстрація бізнесу за 24 години не вирішить проблем підприємців

Несколько дней назад, 15 октября, случилось то, чего так долго ждал весь украинский бизнес: власти запустили ускоренную процедуру регистрации предпринимателей и компаний. Отныне, как уверяет глава Минюста Павел Петренко, для того, чтобы встать на учет в Пенсионном фонде, в Государственной фискальной службе и в органах Госстата, потребуется всего лишь 24 часа. Все эти структуры будут пользоваться информацией, которая содержится в Едином государственном реестре юридических лиц и физлиц-предпринимателей. Фактически, это и есть реализация "единого окна", которую обещали несколько лет. Минимум волокиты, минимум коррупции и вместе с тем армия довольных бизнесменов.

Однако то, что Минюст и ГФС подают как реверанс в сторону дерегуляции и эпохальное решение ради снятия бюрократических барьеров, в реальности решает лишь десятую часть тех проблем, с которыми сталкивается украинский бизнес в ходе упомянутых процедур. Да и корень зла, на самом деле, вовсе не в регистрации.

Конечно, здесь тоже не все гладко. Достаточно вспомнить историю с обнародованием конечных бенефициаров, которая привела к огромным очередям к регистраторам. Или извечные сложности с подачей документов в различные ведомства, которые забраковывались ввиду формальных причин. Например, из-за отсутствующей запятой, и даже из-за того, что текст, заполненный от руки, плохо читался. Эта казуистика, очень хочется верить, наконец уйдет в прошлое. Но есть гораздо большая "заноза", о которой не особо хотят говорить министры и другие чиновники.

Львиная доля сложностей возникает как раз на этапе ликвидации бизнеса. Это и запутанные процедуры, и чрезмерная документальная волокита, и, конечно же, коррупция. В конце концов, вряд ли поисковые системы пестрели бы предложениями разных фирм и фирмочек ликвидировать СПД или компанию в ускоренном режиме, если бы предприниматель или руководитель предприятия мог осуществить это самостоятельно и в сжатые сроки.

Красноречиво это подтверждает и рейтинг Doing Business, на который так любят ссылаться в правительстве. Например, если по легкости регистрации предприятий Украина находится на 69 месте, то по показателю разрешения неплатежеспособности (он косвенно и свидетельствует о том, как осуществляется ликвидация бизнеса к конкретно взятом государстве) — на далеком 141 месте.

Причем многие ликвидационные процедуры затягиваются умышленно, и не в последнюю очередь — представителями проверяющих органов. По идее, если ликвидируемая компания в течение с двух месяцев не получила требования со стороны кредиторов, регистратор имеет право завершить процедуру ликвидации без проверки. Однако с этим категорически не соглашается ГФС, представители которой могут "мучить" бизнесмена от нескольких месяцев до года. И правда, зачем отказываться от практики, которая обкатана и работает годами?

Не меньшую головную боль причиняют бизнесу затяжные споры с партнерами и контрагентами, в том числе судебные. Даже если они закрыты и давно забыты, у ревизоров появляется отличная возможность и право провести более глубокую проверку. А значит, снова штрафы, снова время и нервы, снова коррупция. В итоге бизнес пускается на всякие ухищрения, которые позволяют пройти ликвидацию относительно законно, но безболезненно. Например, путем смены собственников или инициации процедуры банкротства.

Хотя логика проверяющих в целом проста и очевидна: чем дольше заявитель будет бегать по кабинетам и проходить предликвидационную проверку (без нее, как известно, невозможно получить форму 22-ОПП и закрыть предприятие или СПД), тем выше вероятность найти у него какое-то нарушение и взыскать штраф. А вдобавок, если повезет, еще и получить что-то в виде "неформальных платежей".

Только вот такие подходы как-то совершенно не вяжутся с гордыми заявлениями о снижении давления на бизнес. И лишь укрепляют уверенность в том, что регуляторной реформы как таковой в Украине до сих пор нет. И будет ли она — большой вопрос.

Наталья Ульянова

Джерело: Діло

Рубрика: Держрегулювання/Підприємництво

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Підприємництво»