• Посилання скопійовано

Мінфін робить потрійний стрибок

Пропонується підвищення вартості оренди сільгоспземель

Мінфін робить потрійний стрибок

Правительство продолжает искать способы увеличения доходов местных бюджетов за счет аграриев. С 2014 года может быть втрое увеличена арендная плата за пользование сельскохозяйственными землями государственной и коммунальной собственности. Эксперты отмечают, что такие точечные решения бюджетных проблем способны привести к сокращению числа аграрных хозяйств. Чтобы этого не происходило, нужны системные реформы в сфере отношений производителей и государства.

Минфин предложил очередной вариант увеличения финансовой нагрузки на аграрную отрасль за счет повышения арендной платы за пользование землями сельхозназначения государственной и коммунальной собственности. С 1 января 2014 года она может быть увеличена втрое. Сейчас, согласно Налоговому кодексу, арендная плата начисляется в размере не менее суммы земельного налога, который для пахотных земель составляет 0,1% от ее нормативной оценки. Сейчас в среднем по Украине аграрии за аренду гектара пашни платят 20,6 грн. А в Минфине предлагают, чтобы они перечисляли почти 62 грн/га. 

По данным Госагентства земельных ресурсов, площадь сельхозземель государственной и коммунальной собственности составляет 10,7 млн га. Из них, по оценкам главы Украинской аграрной ассоциации Владимира Макара, около 6 млн га арендуются. Такое увеличение даст возможность повысить доходы местных бюджетов на 60-70%, подсчитал президент Ассоциации малых городов Николай Фурсенко, что является для них существенной помощью. 

В середине января Минфин уже предлагал увеличить ставку земельного налога. Пересмотр арендной платы, по мнению Минфина, создаст равные условия для арендаторов. Дело в том, что аренда земель частной собственности обходится аграриям не менее чем в 3% от нормативной оценки, что составляет около 600 грн/га. По словам заместителя главы Госагентства земельных ресурсов Евгения Бердникова, очевидно, что повышение, предложенное Минфином, не уравнивает плательщиков и не влияет на реальные ставки. "Чем не возможность для коррупции? Разница в ставках отличается на порядок, поэтому нормы, которые распространяются на арендную плату за земли, находящиеся в государственной и частной собственности, должны быть синхронизированы",— говорит господин Бердников. 

По словам генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы, если даже и предложенные Минфином нормы и будут приняты, они должны будут вступить в силу по окончании действия договоров аренды, а в дальнейшем арендатор сам уже определит, насколько приемлемы для него такие условия. Председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Иван Томич добавляет, что повышение в большей степени коснется небольших фермерских хозяйств и серьезно скажется на их прибыльности: "Из-за переоценки земли в прошлом году платежи и так выросли в шесть раз. В данном случае, может, хозяйства и не будут закрываться, но не исключены отказы от земли". По оценкам вице-президента Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николая Стрижака, затраты агропроизводителей сейчас уже составляют 70%, и это без учета налогов. "А если еще и ввести уплату 7-процентного НДС, как хочет правительство, то вообще до 50% хозяйств закроются",— говорит он. 

Напомним, что последние несколько месяцев правительство и президент систематически заявляют о намерениях реформировать сельхозотрасль. Помимо введения пониженной ставки НДС, который аграрии сейчас вообще не платят, а аккумулируют для развития (в 2012 году — 14,7 млрд грн), планируется отмена налоговой льготы по налогу на прибыль и пересмотр уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога. В частности, рассматривается вопрос его дифференциации в зависимости от видов деятельности. Представители аграрных ассоциаций обратились к президенту и премьер-министру с письмом, в котором отмечают, что по их расчетам прибыльность отрасли сократится наполовину, а убытки производителей составят около 19 млрд грн. Поэтому, по мнению господина Лапы, необходимы системные реформы, а не нынешний "вал хаотичных предложений". "Как можно рассчитывать на какой-то результат, если правая рука не знает, что делает левая",— резюмирует он. 

Наталья Непряхина

Джерело: Коммерсант-Україна

Рубрика: Держрегулювання/Закони та підзаконні акти

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Закони та підзаконні акти»