Виктор Янукович подписал Закон №408-VII о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования (проект №2515), которым вводится механизм налогового контроля за трансфертным ценообразованием, основанный на принципе «вытянутой руки».
Данный проект вызвал неоднозначную оценку со стороны профессионального сообщества - с одной стороны ведомство Александра Клименко (разработчики) настаивало на скорейшем принятии документа, а вот юристы опасаются того, как будут применяться отдельные нормы Закона в украинских реалиях.
Напомним, неоднократно высказывалось мнение относительно того, что ряд положений следует доработать. В частности, исключить требование о предоставлении в составе отчетности первичных документов по контролируемым операциям всеми налогоплательщиками; ввести правила трансфертного ценообразования для целей налога на прибыль и налога на добавленную стоимость одновременно, с момента вступления в силу Закона.
Кроме того, юристы предполагали, что Закон вступит в силу не ранее января 2014 г., однако в тексте Закона датой вступления в силу указано 1 сентября 2013 г.
Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием предусматривает корректировку налоговых обязательств налогоплательщика до уровня налоговых обязательств, рассчитанных при условии соответствия коммерческих и / или финансовых условий контролируемой операции коммерческим и / или финансовым условиям, которые имели место во время осуществления сопоставимых операций, предусмотренных ст. 39 НК, стороны которых не являются связанными лицами.
В случае применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций цен, которые не соответствуют уровню обычных цен на соответствующие товары (работы, услуги), и если в результате такого несоответствия возникает занижение налогового обязательства, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговых обязательств и уплаченных сумм налога в соответствии с подпунктом 39.5.4 пункта 39.5 ст. 39 НК.
Установлено, что контролируемыми операциями являются:
а) хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами - нерезидентами;
- хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами - резидентами, которые:
1) задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;
2) применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
3) уплачивают налог на прибыль предприятий и / или налог на добавленную стоимость по другой ставке чем базовая (основная) в соответствии с НК на начало налогового (отчетного) года;
4) не были плательщиками налога на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года;
б) операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине, или который платит налог на прибыль (корпоративный налог ) по ставке 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине. Перечень этих государств (территорий) утверждается Кабмином.
Определение цены в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой операции, осуществляется при помощи одного из методов: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи) цены перепродажи, «затраты плюс»; чистой прибыли; распределения прибыли.
При выборе метода, используемого для определения цены в контролируемой сделке, должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировки, осуществляемой в целях обеспечения сопоставимости условий проведения контролируемой и сопоставимых операций. Допускается использование комбинации двух и более методов.