Законом №1261-VII устанавливается уголовная ответственность в Украине не проживающих постоянно на ее территории иностранцев и лиц без гражданства за совершение ими за пределами Украины ряда связанных с неправомерной выгодой коррупционных уголовных правонарушений, которые теперь не обязательно должны быть тяжкими или особо тяжкими преступлениями против прав и свобод граждан Украины или интересов Украины, как это было ранее.
Изменен также порядок применения судами специальной конфискации (принудительного безвозмездного изъятия по решению суда в собственность государства денег, ценностей и иного имущества) - согласно статье 96-1 Уголовного кодекса (УК) Украины в новой редакции, такая конфискация может быть применена только при совершении преступления, предусмотренного статьей 354 и статьями 364, 364-1, 365-2, 368 - 369-2 УК Украины, то есть деяния, связанного с неправомерной выгодой.
Следует отметить, что изначально в законопроекте предлагалось исключить из санкций 35 статей УК Украины указание о возможности применения конфискации средств и другого имущества, то есть фактически специальной конфискации. В тексте Закона эти предложения остались нереализованными и указанные выше положения из статей не исключены, что на практике может обусловить неоднозначное решение вопросов о применении либо неприменении по этим статьям УК Украины специальной конфискации.
Закон также устанавливает, что специальная конфискация теперь может применяться при совершении не только преступления, но и аналогичного общественно опасного деяния в случае, если совершившее такое деяние лицо не подлежит уголовной ответственности либо освобождается от нее (кроме освобождения в связи с истечением сроков давности) или от наказания.
Расширяет новый Закон и основания для применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера.
Так, согласно предыдущей редакции статьи 96-3 УК Украины, основанием для принятия таких мер могло быть совершение «в интересах юридического лица» ряда преступлений, если эти преступления были «направлены на получение» таким юридическим лицом «неправомерной выгоды или создание условий для получения такой выгоды», что свидетельствовало о необходимости установления прямого умысла на достижение преступного результата.
Новая редакция данной нормы устанавливает, что указанные преступления признаются совершенными в интересах юридического лица и в том случае, если они «привели к получению» юрлицом «неправомерной выгоды или создали условия для получения такой выгоды», то есть независимо от направленности умысла уполномоченного лица такого юридического лица.
Принятый Закон вводит также дополнительное основание для применения к юридическим лицам мер уголовно-правового характера - теперь такие меры могут быть применены не только за совершение его уполномоченным лицом от имени и в интересах юридического лица соответствующих преступлений, но и за «необеспечение выполнения возложенных на его уполномоченное лицо законом или учредительными документами юридического лица обязанностей по принятию мер по предотвращению коррупции» - в случае, если это привело к совершению любого из преступлений, предусмотренных в статьях 209 («Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем») и 306 («Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств»), или к совершению преступлений, предусмотренных отдельными частями статей 368-3, 368-4, 369 и 369-2 УК Украины и связанных с неправомерной выгодой.
С учетом данного изменения меры уголовно-правового характера могут быть применены к юридическому лицу не только за совершение его уполномоченным лицом умышленного преступления, но также и в случае ненадлежащей (и не обязательно преступной) деятельности последнего по предотвращению коррупции, когда умыслом такого уполномоченного лица не охватывалась возможность и факт совершения другими лицами указанных выше преступлений.
Ссылаясь на необеспечение выполнения обязанностей по предотвращению коррупции, которые возложены на уполномоченное лицо законом или учредительными документами юридического лица, - принятый Закон не раскрывает содержание таких обязанностей.
При этом дополнение действующего Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» новой статьей 14-1 обязывает юридических лиц обеспечивать «разработку и принятие мер по предотвращению коррупции, которые являются необходимыми и обоснованными для предотвращения коррупции в деятельности юридического лица и поощрения работников действовать согласно закону, нормативно-правовых актов и установленных предприятием правил и процедур по выявлению и предотвращению коррупции в деятельности юридического лица».
Определенными ориентирами при разработке на предприятии мер по предотвращению коррупции могут быть положения законопроекта, которые, тем не менее, не вошли в окончательный текст принятого Закона.
Такими мерами, в частности, могут являться следующие действия:
- установление на предприятии правил и процедур по выявлению и предотвращению коррупции в деятельности юридического лица, разработка рекомендаций по их применению, установление правил этического поведения работников юридического лица, создание условий для конфиденциальных сообщений об их нарушении;
- определение лиц, ответственных за соблюдение таких правил и процедур и предоставление периодических отчетов по результатам мониторинга владельцу/владельцам или определенным им/ими уполномоченным лицам юридического лица;
- осуществление собственником или определенным им лицом надлежащего надзора и контроля за соблюдением правил и процедур по выявлению и предотвращению коррупции в деятельности юридического лица;
- проведение периодического обучения лиц, ответственных за мониторинг соблюдения правил и процедур по выявлению и предотвращению коррупции;
- проведение периодической оценки эффективности применения правил и процедур по выявлению и предотвращению коррупции, применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, нарушающим такие правила и процедуры;
- принятие мер реагирования по выявленным фактам коррупционных правонарушений, в частности, информирование уполномоченных государственных органов, проведение внутренних расследований, разработки мероприятий, направленных на предотвращение подобных правонарушений в будущем и так далее - приведенный выше перечень действий не является исчерпывающим.
С принятием Закона изменяется также размер штрафа, как меры уголовно - правового характера, которая может быть применена к юридическому лицу: если раньше суд мог назначить штраф в размере от пяти тысяч до семидесяти пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан, то сейчас указанный размер штрафа может быть применен только в случае, если неправомерная выгода не была получена либо ее размер невозможно определить. Во всех остальных случаях применяется штраф в двукратном размере от полученной неправомерной выгоды.
Существенные изменения вносятся Законом в статьи Уголовного кодекса Украины о «коррупционных» преступлениях, связанных с неправомерной выгодой.
В частности, отменено ограничение, согласно которому действие статьи 354 УК Украины о подкупе работника распространялось на работников только лишь государственного предприятия, учреждения или организации - теперь данная норма может касаться любого работника, не являющегося служебным лицом.
Кроме того, под действие этой нормы УК Украины сейчас подпадает и неправомерное предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды лицу, работающему в пользу предприятия, учреждения или организации, то есть лицу, которое выполняет работу и находится с таким предприятием, учреждением, организацией в трудовых отношениях. Уголовно - наказуемым является также принятие предложения, обещания или получение таким лицом неправомерной выгоды.
Закон устанавливает единый для статей 354, 368-3 и 368-4 УК Украины размер неправомерной выгоды, превышение которого влечет за собой уголовную ответственность, - 1,5 размера необлагаемого минимума доходов граждан.
До внесения этих изменений ответственность по статье 354 Уголовного кодекса наступала, если размер неправомерной выгоды превышал 0,5 необлагаемого минимума доходов граждан, а для статей 368-3 и 368-4 УК минимальный размер неправомерной выгоды не был законодательно определен.
Учитывая положения п. 5 подраздела 1 раздела XX Налогового кодекса Украины о том, что в части квалификации административных или уголовных правонарушений сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года, и принимая во внимание требования п. 1 раздела XІX того же Кодекса, согласно которым до 31 декабря 2014 года налоговая социальная льгота предоставляется в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленном законом на 1 января отчетного налогового года, - уголовно-наказуемой по состоянию на 2014 год является неправомерная выгода в размере свыше 913,5 гривен.
Закон в новой редакции излагает статьи 354, 368, 368-3, 368-4, 369 УК Украины. При этом дополнительно устанавливается уголовная ответственность за обещание предоставить неправомерную выгоду (статьи 368-3, 369, 369-2 УК) и просьбу ее предоставить (статьи 368, 368-3, 368-4 УК), а также за принятие предложения, обещания неправомерной выгоды (статьи 368-3, 368-4, 369-2 УК Украины).
Следует также отметить ужесточение меры наказания за отдельные коррупционные деяния. В частности, Закон отменяет или уменьшает размеры штрафа как основного наказания с одновременным установлением за такие деяния ареста, ограничения или лишения свободы (статьи 364, 364-1, 365-2, 368-3, 368-4 УК Украины и т.д.). При этом в некоторых статьях Уголовного кодекса деяния, предусмотренные различными частями статьи, сейчас объединены одной частью с установлением максимальной по этим частям меры наказания, что в конечном итоге также свидетельствует об усилении наказания (статьи 368, 369 УК).
Принятым Законом вносятся изменения и в другие законодательные акты.
Так, в Законе Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» вводится понятие лица, которое оказывает помощь в предупреждении и противодействии коррупции (обличителя). Им является лицо, которое добросовестно (при отсутствии корыстных побуждений, мотивов неприязненных отношений, мести, других личных мотивов) сообщает о нарушении требований настоящего Закона другим лицом. При наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу такого лица или близких ему лиц в связи с совершенным сообщением о нарушении требований настоящего Закона, к таким лицам могут быть применены соответствующие меры по защите их от противоправных посягательств.
Изобличитель не может быть уволен или принужден к увольнению, привлечен к дисциплинарной ответственности или подвергнут другим негативным мерам воздействия (перевод, аттестация, изменение условий труда и т.п.) в связи с сообщением им о нарушении требований настоящего Закона другим лицом.
Приняты новые положения о том, что сообщение о совершении коррупционных деяний может быть осуществлено работником соответствующего органа без указания авторства (анонимно). Анонимное сообщение подлежит рассмотрению, если изложенная в нем информация касается конкретного лица и содержит фактические данные, которые могут быть проверены. Такое сообщение подлежит проверке в срок не более пятнадцати дней со дня его получения, а в случае необходимости срок рассмотрения сообщения может быть продлен до тридцати дней со дня его получения.
С целью защиты прав и интересов лица, которое оказывает помощь в предупреждении и противодействии коррупции, статья 60 Гражданского процессуального кодекса Украины дополнена положениями о возложении на ответчика обязанности доказывания правомерности увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности или применения мер воздействия (перевод, аттестация, изменение условий труда и т.п.) по отношению к такому работнику в связи с сообщением им о нарушении другим лицом требований Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
С 1 января 2015 года вступают в силу вносимые Законом изменения относительно осуществления финансового контроля путем проверки достоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Такая проверка будет проводиться центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую политику. С этой целью в течение десяти дней с момента подачи декларации ее копия будет направляться указанному выше центральному органу, реализующему государственную налоговую политику, который вправе получать от юридических лиц публичного и частного права информацию или копии необходимых документов относительно указанных в декларации сведений.
При этом информация, содержащая банковскую тайну относительно сведений, указанных в декларациях, в связи с проведением их проверки может быть раскрыта банками только по решению суда.
В случае установления по результатам проверки недостоверности сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, письменно уведомляет об этом специально уполномоченных субъектов в сфере противодействия коррупции, а также руководителя органа, в котором работает соответствующий субъект декларирования.
Предоставление заведомо недостоверных сведений в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера является основанием для привлечения субъекта декларирования к дисциплинарной или административной ответственности. С этой целью в статью 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях также внесены соответствующие дополнения.
Владимир Ткаченко,
адвокат, юрист юридического бюро