При этом, несколько структур получат право перерегистрировать права собственности на недвижимость, а также зарегистрировать или продать бизнес. Эксперты опасаются, что реформы могут привести к злоупотреблениям со стороны новых регистраторов.
Минюст начал активную кампанию по продвижению реформы государственной регистрации. На прошлой неделе, 19 мая, первый замминистра юстиции Наталия Севостьянова и замминистра Гия Гецадзе презентовали соответствующие законопроекты. На следующий день эти документы на заседании Кабмина представил министр юстиции Павел Петренко.
Деньги не нужны
Основной сутью реформы является передача функции госрегистрации, к примеру, прав на недвижимость, от Государственной регистрационной службы иным структурам.
Сейчас схема регистрации выглядит следующим образом: профильный департамент Минюста – главные управления юстиции в областях – отделения регистрации в районах и городах, пояснил директор департамента госрегистрации Минюста Сергей Бенедисюк.
После реформы, по его словам, Минюст откажется от этой функции. А государственной регистрацией будут заниматься три вида организаций:
- местные органы власти;
- нотариусы, которые уже занимаются регистрацией сделок купли-продажи недвижимости на вторичном рынке;
- аккредитованные банки.
Согласно реформе, местные органы власти смогут оставлять в своем бюджете 100% административного сбора за проведение услуг по регистрации. Средства, которые получат нотариусы и банки, будут распределяться в пропорции 60% на 40%, соответственно, в госбюджет и самим нотариусам и банкам.
Сергей Бенедисюк сказал, что нормы аккредитации будут установлены Кабмином совместно с Нацбанком – после принятия законов Верховной Радой.
Декларируется, что так Минюст хочет побороть коррупцию на региональном уровне. “Если раньше вся коррупция стекалась непосредственно наверх, был порядок, все знали свое место в пищевой цепочке, то на сегодняшний день, когда пришли все такие правильные руководители, которые не берут деньги, то на местах все счастливы, – пояснисла Наталия Севостьянова. – Коррупция процветает в еще больших масштабах, потому что никому не надо заносить. Все прекрасно, даже стало лучше после Майдана (для коррупционеров на местах, – РБК-Украина)”.
Кроме того, большая загруженность в регистрационных центрах подталкивает к тому, чтобы граждане давали взятки их сотрудникам, дабы ускорить регистрацию тех или иных прав.
После передачи функции регистрации более широкому кругу лиц, граждане смогут выбрать, к кому обращаться за услуги по регистрации. К примеру, в Украине одних только нотариусов – около 7 тыс.
Слабое звено
Но в реформе имеются несколько уязвимых мест. В частности, Минюст останется собственником реестра. Он будет устанавливать правила доступа, подключать к реестру банки, нотариусов и органы местного самоуправления. Их он будет контролировать, чтобы не допустить нарушений. Ведь с помощью махинаций в реестре можно украсть компанию или недвижимость, перерегистрировав ее на себя.
Также могут возникнуть проблемы с регистрацией прав по судебным решениям, считает Сергей Бенедисюк. “Если есть судебное решение, это уже значит, что есть конфликт. И есть риск, что стороны могут стимулировать регистраторов, чтобы они перерегистрировали недвижимость или наоборот не делали этого. Поэтому, когда эта функция будет передаваться другим, возникает риск злоупотреблений”, – отметил он.
С ним согласен бывший первый зампредправления банка “Контракт” Павел Крапивин. “Такие функции не в коем случае нельзя передавать банкам. У сотрудников банка будет большой стимул, чтобы сделать несколько “правильных” сделок, обеспечить себя на всю жизнь и сбежать”, – считает Павел Крапивин.
Чтобы этого не допустить, Минюст должны получить возможность оперативного реагирования на нарушения, уверен Сергей Бенедисюк. Поэтому Минюст будет проверять работу банков и работать с жалобами.
Пока в Минюсте идет дискуссия как лучше прописать механизм обжалования. Сейчас изменения в реестр можно обжаловать только в суде. “Чтобы это изменить мы будем менять законодательство”, – сказал Сергей Бенедисюк.
Павел Крапивин уверен, что Минюсту нельзя разрешать самому принимать решения, что можно вносить в реестр, а что нет. “В судах есть хоть какой-то механизм обжалования”, – сказал банкир.
Также в Минюсте не знают, когда Рада сможет рассмотреть и принять законопроекты о реформировании регистрационной службы. Гия Гецадзе сказал, что министерство готово идти на уступки нардепам, например, поменяв соотношение распределения сбора с 60%/40% на 70%/30% или расширить спектр лиц, которые будут заниматься регистрацией прав.
Дмитрий Уляницкий