На прошлой неделе Государственная фискальная служба Украины сообщила, что за первые 15 дней действия налогового компромисса ведомство получило 175 заявлений от налогоплательщиков, желающих воспользоваться этим механизмом. Всего же, по словам первого замглавы ГФС Владимира Хоменко, благодаря применению налогового компромисса налоговики ожидают поступлений бюджет в сумме около 600-700 млн гривен. О том, как действует данный механизм и каким образом бизнес может им воспользоваться, рассказал партнер юрфирмы DEGA Partners Константин Гамкрелидзе.
Первые инициативы по внедрению налогового компромисса фискальные органы проводили еще в июле 2014 года. Соответствующий закон даже был принят в первом чтении Верховной радой. Но ситуация, сложившаяся в стране, сместила приоритеты в сторону очередных выборов – и потому дальше дело не пошло.
Законом Украины от 25 декабря 2014 года №63-VIII народные избранники внесли соответствующие изменения в законодательство Украины, регламентирующее порядок проведения налогового компромисса.
Налоговый компромисс – это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014-го с учетом сроков исковой давности.
Суть мероприятия заключается в том, что налогоплательщик, который решил воспользоваться этой процедурой, во время ее действия вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий или НДС, в которых определяет сумму завышения расходов, уменьшающих объект налогообложения налогом на прибыль предприятий, и сумму завышения налогового кредита по НДС.
Стоит отметить расторопность фискальной службы в данном вопросе: налоговый компромисс, вступивший в силу 17 января 2015 года, получил методологическую поддержку – особенности уточнения налоговых обязательств утверждены приказом ДФСУ №13 от 17 января 2015-го.
При этом налогоплательщики, принявшие решение воспользоваться процедурой налогового компромисса, оплачивают 5% от суммы заниженных ранее налоговых обязательств. Оставшаяся часть обязательств считается погашенной; штрафные санкции и пеня при этом не начисляются.
Налогоплательщики имеют право воспользоваться данным предложением на протяжении 90 календарных дней с момента вступления в силу норм указанного закона – то есть по 16 апреля 2015 года включительно.
Именно в этот период необходимо подать уточняющие расчеты корректировки налоговых обязательств и заявление в свободной форме. Оно должно содержать: перечень (описание) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации, данные, позволяющие четко идентифицировать каждую хозяйственную операцию, в отношении которой было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, что стало следствием занижения налоговых обязательств по НДС и налогу на прибыль. В частности, по каждой хозяйственной операции, по которой осуществляется уточнение, необходимо указать:
Название (ФИО), код ЕГРПОУ предприятия (регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов или номер и серия паспорта (для физических лиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика)), по операциям (взаимоотношениям) с которыми определенные суммы были отнесены в состав налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения.
Дату, номер, вид, срок действия договора, в рамках которого осуществлялись хозяйственные операции, предмет договора, объем осуществленных хозяйственных операций по договору, изменения в договоре, касающиеся указанных операций (при наличии).
Налоговый (отчетный) период, в котором было допущено завышение налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, являющееся причиной занижения обязательств по НДС и налогу на прибыль, а также налоговый (отчетный) период, в котором было допущено занижение налоговых обязательств.
Содержание хозяйственной операции (номенклатура поставки, объем, вид, информация о проведенных расчетах).
Сумму завышения налогового кредита и/или расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения, и сумму занижения обязательств по НДС и налогу на прибыль.
Дату, номер налоговой накладной, на основании которой соответствующие суммы были отнесены в налоговый кредит, сведения и/или другие расчетные документы, удостоверяющие факт уплаты НДС, в связи с приобретением таких товаров/услуг и их получение.
Получив перечисленные выше документы, контролирующий орган на протяжении 10 рабочих дней со дня, следующего за получением расчета корректировки, принимает решение о том, будет ли проводить внеплановую документальную проверку, о чем обязан уведомить плательщика налогов в письменной форме. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.
Всего на достижение процедуры налогового компромисса отводится 70 календарных дней со дня, следующего за днем подачи расчета корректировки. Налоговый компромисс считается достигнутым только после уплаты налоговых обязательств.
Если контролирующий орган не сочтет нужным проводить внеплановую проверку и уведомит налогоплательщика об этом, то налоговый компромисс считается достигнутым.
По результатам внеплановой документальной проверки контролирующий орган составляет акт и выписывает налоговые уведомления-решения или справку. В случае несогласия с результатами проверки и начала процедуры опротестования выписанного уведомления-решения налоговый компромисс не применяется.
Следует отметить, что в данном случае опротестование результатов проверки в судебном порядке в основном нецелесообразно, поскольку ранее налогоплательщик добровольно признал искажения данных налоговой отчетности, результатом которых стало занижение налоговых обязательств перед бюджетом. Практика покажет, насколько данный аргумент будет использоваться фискальными органами и судами.
Налогоплательщик, согласовавший свои обязательства, обязан их оплатить в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем такого согласования. Днем согласования обязательств в рамках налогового компромисса считается день получения уведомления про отсутствие необходимости проведения внеплановой проверки, день получения справки или уведомления – решения по результатам такой проверки.
Кроме того, процедура налогового компромисса распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и НДС, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного или административного обжалования.
Обращаем внимание, что в соответствии с методологическими рекомендациями, применение налогового компромисса возможно исключительно по несогласованным налоговым обязательствам. Следовательно, налогоплательщик не может воспользоваться правом на применение компромисса в отношении негативного решения апелляционного суда, независимо от факта дальнейшего опротестования такого решения. В данном случае позитивным итогом для налогоплательщика может быть победа в кассации или направление дела в первую инстанцию.
Таким образом налогоплательщики, находящиеся в судебных (до решения апелляционного суда) или досудебных разбирательствах с фискальными органами, могут принять решение, насколько целесообразно для них опротестование ранее выписанных налоговых решений-уведомлений, или же воспользоваться правом на достижение налогового компромисса.
Достижение налогового компромисса в таком случае осуществляется путем подачи налогоплательщиком письменного заявления о намерении достижения налогового компромисса в соответствующий контролирующий орган. В таких случаях днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления. В случае неуплаты налогоплательщиком указанного налогового обязательства в необходимой сумме и в соответствующие сроки такое налоговое обязательство считается несогласованным.
Стоит отметить, что в рамках процедуры достижения налогового компромисса законодатели не оставили без внимания тот факт, что действия должностных лиц предприятий, которые достигли налогового компромисса, не квалифицируются как умышленное уклонение от налогов. Соответствующие изменения были также внесены в статью 212 Уголовного кодекса Украины.
Подводя итоги инициатив законодателей, хочется отметить, что данные новшества несовершенны и имеют ряд моментов, которые, по состоянию на сейчас, остались без должного внимания.
Непрозрачной является ситуация, при которой в отношении определенного субъекта хозяйствования уже заявлена информация для налогового компромисса. Как будут решаться вопросы с другими покупателями товаров и услуг такого субъекта, в отношении которых налогоплательщик откорректировал собственные затраты и налоговый кредит по НДС? Будут ли такие признания «медвежьей услугой» для налогоплательщиков, которые не захотели воспользоваться правом пойти с повинной в контролирующие органы в части взаимоотношений с таким контрагентом?
Также оставлена без внимания ситуация, при которой компромисс не достигнут в результате не зависящих от налогоплательщика обстоятельств. Так, к примеру, в случае, если налоговое уведомление-решение получено налогоплательщиком несвоевременно, последний фактически теряет возможность своевременной (в течение отведенных 70 календарных дней) оплаты своих обязательств по налоговому компромиссу.
Остается открытым вопрос: почему компромисс можно применить только к затратам и налоговому кредиту по НДС? Возможно, законодателю необходимо также рассмотреть возможность применения налогового компромисса и в случае выявления в текущем периоде занижения собственных доходов, что также привело к занижению обязательств по уплате налогов в бюджет? Пока эти вопросы без ответа.