17.07.2015 г. ВРУ приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков)» (1). Название закона вселяет надежду — а как в действительности?
Определение терминов
Тем плательщикам налога на прибыль, которые согласно пп. 134.1.1 НКУ осуществляют корректировку финансового результата до налогообложения на разницы, установленные разделом ІІІ НКУ, нужно обратить внимание на изменение терминов «безнадежная задолженность» (пп. 14.1.11 НКУ) и «основные средства» (пп. 14.1.138 НКУ).
Безнадежная задолженность. В соответствии с пп. 139.2.1 НКУ, финансовый результат до налогообложения увеличивается (2) на сумму расходов от списания дебиторской задолженности, не отвечающей признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ, сверх суммы резерва сомнительных долгов. Комментируемым законом признаки безнадежной задолженности изменены, а фактически — расширены. Это значит, что случаев, когда предприятию нужно увеличить финрезультат для определения объекта обложения налогом на прибыль, стало меньше.
До внесения изменений одним из признаков безнадежной задолженности была задолженность лица, размер совокупных требований кредитора по которому не превышает минимально установленный законодательством размер бесспорных требований кредитора для возбуждения производства по делу о банкротстве (3) (пп. «г» пп. 14.1.11 НКУ). Сейчас этот признак изложен в новой редакции: безнадежной в налоговом учете признается не любая задолженность, а лишь та, которая не только не превышает так же рассчитанные 365400 грн, но и просрочена свыше 180 дней.
Также не нужно увеличивать финрезультат до налогообложения сверх суммы резерва сомнительных долгов, если задолженность физического или юридического лица просрочена и не погашена в результате недостаточности имущества указанного лица, при условии, что действия по принудительному взысканию имущества должника не привели к полному погашению задолженности (пп. «є» пп. 14.1.11 НКУ изложен в новой редакции).
Новый признак безнадежной задолженности — задолженность СХ, признанных банкротами в установленном законом порядке или прекращенных как юридические лица в связи с их ликвидацией (пп. «з» пп. 14.1.11 НКУ). По такой задолженности тоже не придется увеличивать финрезультат.
Основные средства. В соответствии с пп. 138.3.1 НКУ, расчет амортизации ОС в налоговом учете осуществляется в соответствии с П(С)БУ или МСФО с учетом ограничений, установленных пп. 14.1.138 НКУ. Однако стоимостный критерий определения ОС в налоговом учете увеличен. Теперь он составляет 6000 грн (4). И такое изменение нельзя считать положительным.
Например, до внесенных изменений приобретенное ОС, относившееся к 4-й группе ОС, стоимостью 3000 грн с минимально допустимым сроком полезного использования 2 года увеличивало финрезультат на сумму месячной амортизации, начисленную по бухучету в размере 125 грн (сумма определена по прямолинейному методу). А также уменьшало финрезультат на сумму амортизации, рассчитанной по НКУ, на эту же сумму. Теперь, по обновленному критерию, финрезультат может только увеличиться на сумму бухамортизации в случае приобретения актива стоимостью 3000 грн. А уменьшить финрезультат на сумму рассчитанной налоговой амортизации по нормам ст. 138 НКУ не получится, ведь такой актив по стоимостным признакам не относится к основным средствам.
Внимание: в налоговом учете разницы, возникающие при начислении амортизации ОС по новым стоимостным критериям, определяются с первого числа месяца вступления в силу комментируемого закона. Это значит, что новый стоимостный критерий в 6000 грн будет применяться при признании актива ОС в налоговом учете только при условии введения его в эксплуатацию после вступления в силу этого закона. ОС, признанные таковыми в налоговом учете до введения новых норм, продолжают амортизироваться несмотря на их несоответствие новому стоимостному критерию.
Налоговая отчетность
Изменения, внесенные в п. 46.4 НКУ, касаются плательщиков, которые подают отчетность в электронной форме. Напомним, что ныне обязательно в электронном виде подают отчетность, согласно п. 49.4 НКУ, по налогу на прибыль — налогоплательщики, которые относятся к крупным и средним предприятиям, и все плательщики НДС. По остальным налогам и сборам налоговые декларации подаются налогоплательщиком в электронном виде только по его желанию (п. 49.3 НКУ).
Если плательщик налога считает, что текущая форма декларации не учитывает определенные нормы НКУ, влияющие на сумму его налогового обязательства, он вправе указать это в специально отведенном месте в налоговой декларации. Кроме того, при необходимости налогоплательщик может подать вместе с такой налоговой декларацией дополнение к ней, составленное в произвольной форме, которое будет считаться неотъемлемой частью налоговой декларации. Такое дополнение подается с объяснением мотивов его представления (п. 46.4 НКУ).
Но дополнения к налоговой отчетности, подаваемой в электронной форме, подаются теперь также в электронной форме (изменения к абз. 2 п. 46.4 НКУ).
Наиболее интересно то, что дополнения к отчетности, как указано выше, составляются в произвольной форме. Но как это будет работать на практике, в условиях, когда жесткие шаблоны электронной отчетности разрабатывает и утверждает ГФСУ и никаких произвольных электронных форм не может быть по определению, покажет время. Ведь, скорее всего, такое изменение должно учитываться в программном обеспечении для формирования налоговой отчетности в электронной форме.
Изменениями к пп. 48.5.2 НКУ предусмотрено, что налоговая декларация должна быть подписана физическим лицом — налогоплательщиком или его представителем, уточнение «законным представителем» исключено. Напомним, что, в соответствии с пп. 17.1.2 НКУ, налогоплательщик имеет право представлять свои интересы в контролирующих органах самостоятельно или через уполномоченного представителя.
Но теперь подписание отчетности другим лицом, по нашему мнению, не требует от физлица — плательщика налогов нотариального засвидетельствованной доверенности на это. Предприниматель вправе выдать доверенность для подписания налоговой отчетности (разово или на определенные налоговые периоды) и засвидетельствовать ее собственноручной подписью и, при наличии, печатью (дополнительно см. «ДК» №25-26/2013). Впрочем, согласятся ли с такой трактовкой изменений к пп. 48.5.2 НКУ налоговики? Подождем их разъяснений.
Один из способов представления декларации — отправка отчетности по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения. Учитывая изменения к п. 49.5 НКУ, если налоговая декларация отсылается по почте, плательщик налога обязан осуществить такую отправку по адресу ГНИ не позже чем за 5 дней до окончания предельного срока представления налоговой декларации (раньше — не позже 10 дней).
Налоговая консультация
Изменено определение термина «обобщающая письменная налоговая консультация». Подпункт 14.1.173 НКУ изложен в новой редакции, благодаря которой теперь обнародование ОНК относится к полномочиям Минфина, а не ГФСУ, как доныне. Однако индивидуальные налоговые консультации, как и раньше, будут предоставляться региональными ГНИ и подлежать обязательному размещению на сайте контролирующего органа, предоставившего консультацию, в течение 10 календарных дней после дня их предоставления (обновленный п. 52.4 НКУ). Минфин будет проводить периодическое обобщение индивидуальных налоговых консультаций, касающихся значительного количества налогоплательщиков, создавать на их базе ОНК, которые будет утверждать приказом и обнародовать, в т. ч. на официальном веб-сайте Минфина, в течение 5 календарных дней с даты утверждения (изменения к п. 52.6 НКУ).
В соответствии с п. 53.1 НКУ, не может быть привлечен к ответственности налогоплательщик, действовавший в соответствии с налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной или электронной форме. Теперь по п. 52.3 НКУ предусмотрены требования к налоговикам, как должна выглядеть индивидуальная налоговая консультация. Консультация, предоставленная в письменной или электронной форме, обязательно должна содержать описание вопросов, затрагиваемых налогоплательщиком, с учетом фактических обстоятельств, указанных в обращении налогоплательщика, обоснования применения норм законодательства, и заключение по вопросам практического использования отдельных норм налогового законодательства.
Налогоплательщик может обжаловать в суд не только полученную индивидуальную налоговую консультацию, но и ОНК (п. 53.3 НКУ изложен в новой редакции). В свою очередь, Минфин или налоговый орган обязан в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного решения об отмене консультации предоставить налогоплательщику обновленную, с учетом выводов суда.
Пеня
По общему правилу пп. 129.1.1 НКУ, по окончании установленных НКУ сроков погашения согласованного денежного обязательства на сумму налогового долга начисляется пеня.
Комментируемым законом внесено революционное изменение относительно даты начала начисления пени. Благодаря изменениям к пп. «а» пп. 129.1.1 НКУ начисление пени начинается не с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, а по окончании 90 дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства. Просьба не путать со штрафами за нарушение правил уплаты налогов по ст. 126 НКУ и ст. 127 НКУ — эти санкции остаются.
Такая же отсрочка даты начала начисления пени сейчас предусмотрена и при самостоятельном выявлении налогоплательщиком занижения налогового обязательства в ранее поданной декларации. Теперь по норме нового п. 129.9 НКУ, если плательщик налога в соответствии со ст. 50 НКУ подаст уточняющий расчет в течение 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, и доначислит такое налоговое обязательство, пеня не начисляется. Однако, как и раньше, если такое занижение НО обнаружат налоговики и доначислят НО именно они, то, в соответствии с пп. 129.1.2 — 129.1.3 НКУ, пеню придется платить за весь период занижения.
--1--
См. «ДК» №30/2015. Закон, за исключением п. 2 раздела ІІ, вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования.
--2--
Это касается тех плательщиков налога на прибыль, которые, в соответствии с пп. 134.1.1 НКУ, обязаны или хотят осуществлять корректировку финрезультата до налогообложения, определенного по правилам бухучета.
--3--
Сейчас — не превышает 365400 грн (триста минимальных размеров заработной платы в соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона Украины от 14.05.92 г. №2343-XII «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом»). С 01.12.2015 г. этот показатель увеличится до 413400 грн.
--4--
Законодатели ошибочно не внесли изменения в пп. 138.3.3 НКУ, поэтому в группу 4 ОС, как и раньше, попадут оргтехника и телефоны и пр., стоимость которых превышает 2500 грн. Как законодатели исправят (или налоговики растолкуют) этот законодательный казус, увидим в дальнейшем.
Елена Водопьянова