Взнос крупного бизнеса в госбюджет заметен по поступлениям от НДС, акцизов, налога на прибыль.
Подоходный налог - основная строка доходов местных бюджетов.
В 2013 году в Украине было 2,1 тыс больших плательщиков, в 2014 году их стало 1,9 тыс, сейчас их насчитывается 1,7 тыс.
Так происходит из-за совпадения нескольких экономических факторов, и ни один из них не является признаком улучшения бизнес-климата.
Первый фактор, который позволил удержать поступления на высоком уровне, - девальвация 2014-2015 годов. В первую очередь, она отразилась на поступлениях от НДС и акцизов.
Второй - рост уровня тенизации. В 2013 году, по официальным данным, он составлял 35%, сейчас, по расчетам МЭРТ, - 47%. Мелкий и средний бизнес уходит, оставляя право платить налоги крупному.
Третий фактор - технический. Критерии, по которым компании считаются крупными, все это время не менялись. Девальвация привела к номинальному росту налоговых отчислений в бюджет и, как результат, большим налоговым отчислениям крупных компаний.
Готовятся перемены
Как стало известно, ГФС рассматривает четыре варианта смены критериев для крупных налогоплательщиков. Сейчас к таковым относятся плательщики с годовым доходом свыше 500 млн грн, или же сумма уплаченных в бюджет налогов превышает 12 млн грн.
Причин для пересмотра критериев две: гривня девальвировала, и нынешние критерии не соответствуют экономическим реалиям.
"В связи с девальвацией гривны многие предприятия среднего размера стали соответствовать критериям крупных налогоплательщиков. Переход многих средних предприятий в крупные налогоплательщики повлиял на доходы местных бюджетов. Эти предприятия перестали находиться на учете в местных налоговых", - говорит адвокат АО "Скляренко, Сидоренко и партнеры" Тимур Михайлов.
Другой мотив - привести в норму нагрузку на инспекторов и более равномерно распределить крупных налогоплательщиков по регионам.
Количество офисов для обслуживания крупных налогоплательщиков значительно меньше количества административно-территориальных единиц областного уровня, что означает для некоторых предприятий логистические неудобства и транспортные затраты.
"Смена критериев позволит крупным налогоплательщикам, которые находятся в областях, где нет специализированных офисов, обслуживаться в обычных налоговых инспекциях", - отмечает Скляренко.
В распоряжении издания оказались расчеты ГФС о том, как повлияет на динамику поступлений в бюджет принятие каждого варианта.
Первый вариант, прописанный в законопроекте №3236 о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс, сводится к обычному повышению этих порогов. Остальные три предполагают переход от привязки по объему доходов к объему продаж.
Вариант 1. Годовой доход - свыше 1,25 млрд грн, объем уплаченных налогов - более 35 млн грн. В этом случае численность больших налогоплательщиков уменьшится до 945.
Вариант 2. Объем продаж с НДС - свыше 1,25 млрд грн, объем уплаченных налогов - более 35 млн грн. При этом варианте, согласно расчетам ГФС, крупных налогоплательщиков будет 966.
Вариант 3. Объем продаж с НДС - свыше 1,5 млрд грн, объем уплаченных налогов - более 50 млн грн. В этом случае количество крупных плательщиков сократится до 769.
Вариант 4. Объем продаж с НДС - свыше 2 млрд грн, объем уплаченных налогов - более 70 млн грн. При этом сценарии численность крупных плательщиков составит 573.
Смена критериев повлияет на лепту крупного бизнеса в доходах бюджета. В 2015 году планируется, что плательщики центрального офиса ГФС по работе с крупным бизнесом перечислят в казну свыше 141 млрд грн. Это на 24% или 27 млрд грн больше, чем в 2014 году. К тому же, это больше половины всех налоговых поступлений в бюджет.
Нерешенные вопросы
С одной стороны, у крупного бизнеса с государством те же проблемы, что и у малого: разница во взглядах на причины проверок и доначисления, меняющееся законодательство, сложности с возмещением НДС. В последние полтора года к этому добавилось ухудшение бизнес-климата из-за войны и аннексии Крыма.
С другой стороны, проблемы крупного бизнеса более болезненны для бюджета, поскольку чреваты крупными недопоступлениями.
В разговоре с ЭП глава офиса крупных налогоплательщиков Евгений Бамбизов рассказал о проблемных налогоплательщиках и некоторых изменениях, которые ждут большой бизнес.
- Недавно вы презентовали реформу офиса ГФС по работе с крупными налогоплательщиками. Вы заявили о планах упростить для крупных компаний таможенные процедуры. О чем речь?
- Для крупного бизнеса анонсировалось упрощение таможенных процедур, что включает в себя растаможку по первому методу, то есть по цене инвойса с последующим таможенным пост-аудитом в случае, если мы увидим риск занижения таможенной стоимости.
Мы понимаем что крупный плательщик никуда не исчезнет, и в случае необходимости мы сможем доначислить ему таможенную стоимость.
- Таможенный кодекс предполагает использование и других методов растаможки.
- Для крупных плательщиков этот будет приоритетным.
- Как вы это гарантируете? На таможню будут спущены определенные вводные?
- Как только мы с 1 января переведем всех плательщиков на учет в единый Центр по обслуживанию крупных плательщиков, появятся распоряжение или приказ ГФС, чтобы закрепить это документально.
- Как происходит перевод плательщиков?
- Мы выходим на финишную прямую. В целом по Украине критерию крупных налогоплательщиков соответствует 1 751 компания, 719 из которых обслуживаются в Центральном офисе.
590 компаний подали заявки на перевод с начала 2016 года. Осталось перевести еще 473. В итоге, в 2016 году на учете в Центральном офисе будут обслуживаться все 1 751 крупный плательщик.
- Есть сложности с переходом компаний на учет к вам?
- Некоторые плательщики выказывают опасения. Им кажется, что поскольку у нас меньше плательщиков, то мы более тщательно их контролируем. Это не так. Мы объясняем им, что у нас они получат лучший сервис по сравнению с районными налоговыми инспекциями.
Мы обеспечиваем индивидуальный подход. Нагрузка в офисе крупных плательщиков - два плательщика на инспектора. В районных инспекциях на учете стоят тысячи компаний при том же штате инспекторов.
- Одна из целей реформы офиса - автоматическое возмещение НДС. Сколько крупных компаний получают налог "автоматом"?
- 107. Мы можем повысить этот уровень до 100% при условии решения проблемы старых долгов. Для работы с крупными плательщиками возмещение налога в автоматическом режиме должно стать нормой. Если мы увидим риски - сможем взыскать эту сумму обратно в бюджет.
- ГФС взяла курс на увеличение количества крупных плательщиков. Планируется увеличить количество инспекторов?
- Нет. Концепция предусматривает создание единого юридического лица по работе с крупным бизнесом и его территориальных подразделений. За счет этого у нас сокращается ряд служб, которые дублируют функции друг друга. У нас будут единая бухгалтерия и отдел кадров.
За счет сокращения бэк-офиса штат уменьшится на 24%. Численность администраторов, которые общаются с плательщиками, не изменится.
- Есть несколько вариантов налоговой реформы. Вы просчитывали возможные поступления от крупного бизнеса в 2016 году в зависимости от того, какой из них будет реализован?
- Мы просчитывали в процентном соотношении к общей доле наполнения бюджета. Крупный бизнес дает около 50% платежей в бюджет. В 2016 году мы планируем увеличить его долю до 60%.
- У нас есть традиционно проблемные крупные налогоплательщики: "Укрнафта", "Укргаздобыча", "Энергоатом", DTEK. По тем или иным причинам они реструктуризируют свои налоговые обязательства перед ГФС. Какова сумма налоговых обязательств реструктуризируется, и каков ваш прогноз по возврату долгов?
- В целом сума реструктуризированных налоговых обязательств, которые администрирует Центральный офис, составляет 1 592 млн грн.
В случае с "Укргаздобычей" у нас есть понимание, что по системе НАК до конца 2015 года долги будут погашены, и компания выплатит налоги. Постановление №375 уже принято. Если говорить, о "Укрнафте", уже хорошо, что компания начала выплачивать текущие обязательства.
Судебные разбирательства с "Укрнафтой" малоэффективны, потому что судебная система в таких спорах поддерживает позицию предприятия.
- Ранее "Метинвест" заявил, что компании его группы отключили от системы автоматического возмещения НДС. Что произошло?
- "Метинвест" получил возмещение за октябрь в полном объеме. Тут все немного сложнее. У нас есть группа "Метинвест" и DTEK c одним и тем же бенефициаром, но "Метинвест" постоянно получает возмещение в неплохих объемах, а DTEK постоянно имеет долг перед бюджетом.
- Сколько DTEK должен?
- Он входит в пятерку самых крупных должников. Это связано и с тем, что у компании есть активы на неподконтрольной Украине территории. Они подписали рассрочку о выплате долга - 1 185 млн грн - и выплачивают его частями. Текущую задолженность они погашают.
- Есть риски срыва рассрочки?
- Пока компания проводит платежи по плану. Мы видим некоторые риски погашения и прорабатываем с предприятием различные варианты.
- Какие?
- НАК должен перечислить DTEK определенную сумму по постановлению №375. Если ее не хватит, рассматривается вариант продления рассрочки. Это решение требует согласования с Минфином.
- По итогам полугодия некоторые крупные плательщики из зоны АТО, например, Донецкая железная дорога и "Стирол", прекратили платить налоги в бюджет.
- С предприятием "Стирол" ситуация не изменилась, а по Донецкой железной дороге есть положительные изменения. Она подала декларации за несколько периодов и уплатила обязательства в бюджет.
Мы зафиксировали у них наличие средств на электронных НДС-счетах. У этих средств нет другого целевого назначения, кроме как уплата платежей в бюджет.
- Сколько они заплатили?
- Компания подала декларации за февраль, июль-август и октябрь 2015 года. Совокупно за четыре периода задекларировали 72,6 млн грн. В прошлом месяце они подали декларации за октябрь-декабрь 2014 года, а также за январь и июнь 2015 года, задекларировав 74 млн грн и 25,6 млн грн соответственно. По сути, процесс сдвинулся с мертвой точки.
- Как функционируют офисы в Донецке и Луганске?
- Донецкий офис находится в Мариуполе, на учете в нем стоит 176 плательщиков. Луганский переехал в Северодонецк, там обслуживается 95 крупных плательщиков.