• Посилання скопійовано

Торг доречний: формула "4 податки за 20%" у проекті Податкового кодексу може змінитися

Але й можливий компроміс зовсім не означає, що баланс бюджету буде знайдений. Хоча в обох сторін - Кабміну і парламенту - вже є черговий план розвитку подій

Торг доречний: формула "4 податки за 20%" у проекті Податкового кодексу може змінитися

Прошедшая неделя, вопреки обещаниям правительства и депутатов, так и не стала решающей в вопросе согласования позиций по налоговой реформе и проекту бюджета на 2016 год. Но и возможный компромисс вовсе не означает, что баланс бюджета будет найден. Хотя у обеих сторон - Кабмина и парламента - уже есть очередной план развития событий. Свое слово в пятницу вечером должны были сказать члены Нацсовета реформ.

4 декабря президентская фракция "Блок Петра Порошенко", как и обещала, передала в правительство пакет своих предложений к проекту налоговой реформы. Именно по их просьбе консультации между Кабмином и парламентом были продлены, чтобы выйти на согласованный вариант проекта бюджета-2016 и изменений в Налоговый кодекс. Ранее министр финансов Наталья Яресько обещала, что бюджетный пакет будет передан в Верховную раду 2 декабря.

"Я надеюсь, что в течение этой недели мы наконец-то закончим все технические консультации с народными депутатами, что будет интерес к реальному сотрудничеству с правительством, что ни у кого нет политического интереса в противостоянии налоговой реформе, предложенной Кабмином", - заявил в среду на заседании Кабмина прмьер-министр Арсений Яценюк.

В течение недели он неоднократно акцентировал внимание на том, что за пять дней интерес к процессу согласования проявило всего несколько депутатов.

"Я слышала его заявления. Это вранье, - возмутилась глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. - Если так удобно говорить, пусть говорит. Я приемлю уже любые объяснения, потому что и члены правительства сейчас в неудобном положении, но они сами в этом виноваты, а конструктивной работы как не было, так и нет".

Пакет предложений от БПП состоит из 31 требования. Стоит отметить, что часть из них уже и так содержится в проект кодекса, предложенного Минфином. В частности, речь идет об:

  • отмене авансовых взносов по налогу на прибыль,
  • введении публичного реестра заявок на возмещение НДС и системы электронного администрирования подакцизных товаров (у БПП предложения по топливу, в Минфине - по всем видам подакцизных товаров),
  • аннулировании регистрации свидетельства плательщика НДС на основании записи о его отсутствии по местонахождению.

Кроме того, идет повтор норм об:

  • установлении моратория на налоговые изменения,
  • передачу от ГФС Минфину полномочий по нормативному и методологическому обеспечению, анализу и прогнозу уплаты налогов,
  • об отмене ЕСВ, удерживаемой с зарплаты (3,6% для сотрудника).

"Это говорит о чем? Либо наш вариант кодекса не читали, либо цель - выписать как можно больше претензий и показать, какой Кабмин плохой, сколько у него недочетов", - заявил собеседник РБК-Украина в правительстве.

"У нас предложения, которые либо не вошли в проект, либо те, которые плохо прописаны, - ответил на выпады правительства первый замглавы фракции БПП Игорь Кононенко. - Большинство предложений, да, из законопроекта Южаниной".

По его словам, это компромиссные правки, так как они учитывают требования МВФ по "минимальному разрыву" между доходами и расходами бюджета. На этой базе и будет происходить дискуссия. Суть предложений БПП в следующем:

  • поэтапное снижение ставки ЕСВ с, в среднем, 41% до 20% с 2016 года, до 15% - с 2017 года, до 10% - с 2018 года;
  • сохранение в следующем году нынешней 15-процентной ставки НДФЛ (сейчас ставка дифференцированная, 15% и 20%, в зависимости от уровня доходов, - ред.), а также применение ее размера и к пассивным доходам. Согласно предложениям БПП, к 2018 году ставка НДФЛ должна снизиться до 10%;
  • НДС может быть сохранен на уровне 20%, но повышение ставки для лекарств неприемлемо (сейчас 7%) из-за отсутствия механизмов и финансовых ресурсов для внедрения целевой монетизированной системы бюджетной поддержки малообеспеченных граждан. По этой же причине и Минфин уже готов отказаться от повышения ставки для лекарственных препаратов.

Отметим, что у "Самопомичи" свой подход к налогообложению зарплат. Депутаты предлагают уже со следующего года:

  •  объединить ЕСВ и НДФЛ и применять единую ставку 20%,
  • отменить военный сбор. Но не все члены фракции согласны с таким подходом.

"Это возможно только после проведения реформы пенсионной системы и социального страхования", - пояснила член налогового комитета Татьяна Острикова ("Самопомич").

В то же время обе фракции настаивают на автоматическом возмещении НДС для всех предприятий без применения критериев, что ликвидирует непрозрачную и коррумпированную систему бюджетного возврата налога. Кроме того, контролировать формирование налогового кредита и обязательств налоговики должны с помощью электронной системы администрирования, что минимизирует возможность махинаций с налогом.

Глава ГФС Роман Насиров считает, что это возможно, но только после погашения всех долгов перед бизнесом. На начало декабря просроченных сумм осталось около 3,5 млрд грн, но до конца года Насиров обещает вернуть деньги предприятиям. Общий объем, так называемой налоговиками, "активной задолженности", с учетом сумм в судах и замороженной предприятиям из зоны АТО, к ноябрю составил около 24 млрд грн.

"Конечно, было бы хорошо вернуть все эти деньги или по определенному графику, или с помощью финансового инструмента. Тогда нам бы не приходилось говорить, что часть НДС в обычном режиме, а часть - в автоматическом", - поясняет Роман Насиров.

Сходятся мнения фракций БПП и "Самопомочи" и в отношении сохранения спецрежима НДС для сельхозпроизводителей. Вариантов возможно несколько - в бюджете предусматривается финансовая поддержка, и тогда отменяется льготный режим для всех, либо рассматривается его сохранения только для животноводства.

"Мы просили подсчитать, сколько денег нужно на компенсацию, - отметила Острикова. - Кабмин говорит, что закладывает 100-300 млн грн на компенсацию ставок по кредитам. Но какие могут быт компенсации, если кредиты могут получить единицы".

БПП предлагает Кабмину сохранить и действующую систему распределения плательщиков единого налога на группы с постепенным увеличение ставки налога для "упрощенцев" 3 группы. Кроме того, среди предложений БПП - переход на налогообложение распределенной прибыли по ставке 18%. Изначально в депутатском проекте заложена ставка в 15%.

"Мы считаем, что в стране со стагнирующей экономикой мы должны стимулировать реинвестиции в производство, а не выведение капитала за пределы страны или распределение его на потребление или проедание", - заявил РБК-Украина Игорь Кононенко.

Стоит отметить, что и в предложениях от "Самопомичи" просматривается ориентир на "эстонскую модель", но по нынешней ставке в 20%. Это даст возможность отказаться от схем уклонения и направить все ресурсы на развитие бизнеса. Как следствие, бюджетные потери государство компенсирует за счет роста поступлений от НДС и НДФЛ. Ранее в Минфине категорически не воспринималась "эстонская модель", так как это усложнить ведение учета и увеличит количество проверок.

В Минфине 4 декабря заявили, что получили предложения БПП только в 17:00, поэтому не успели их проанализировать. Неофициально в министерстве отмечают, что вряд ли это можно назвать компромиссом.

4 декабря в 18:00 члены Кабмина и депутаты собрались у президента на заседании Нацсовета реформ, где, по словам Кононенко, должно было быть найдено если не решение, то хотя бы путь, который позволит уже к следующей сессионной неделе внести проекты в парламент.

"Мы считаем, что это та площадка, где можно найти компромиссы и после дискуссии вносить совместное взвешенное решение. Если компромисс будет найден, то я не исключаю, что такой вариант будет внесен президентом, - отметил Игорь Кононенко. - Мы зажаты сроками. Нам необходимо принимать решение по изменениям в кодекс и на основании этого уже принимать бюджет".

В противном случае, если компромисс не будет найден и голосов в зале за какой-либо из проектов реформы не наберется, Кононенко не исключает рассмотрение бюджета-2016 на старой налоговой базе. А это худший из возможных вариантов, уверен депутат, потому что тогда нынешняя экономическая ситуация будет законсервирована.

Однако компромисс не означает сохранение баланса бюджета. Министры, по ведомствам которых идут сокращения расходов, чуть ли не каждый день меняют решения и не согласовывают план оптимизации. Приходится по-новому пересчитывать баланс и искать компенсаторы.

По информации РБК-Украина, на основании решения Нацсовета реформ, Кабмин планировал 5 декабря в 20:00 провести заседание и утвердить весь пакет законопроектов. Однако 4 декабря так и не удалось полностью согласовать все позиции. Но, в то же время, Минфин уже начал подсчеты модели БПП с учетом некоторых корректировок. По информации РБК-Украина, за основу берется классическая модель налога на прибыль со ставкой 18%, как и НДФЛ, а ЕСВ и НДС - по 20%. 

Новости по теме:

 

- Минфин обнародовал проект Налогового кодекса;

- Госбюджет-2016: обнародован проект.

 

БОЛЬШЕ О НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЕ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ >>>

Джерело: РБК-Україна

Рубрика: Оподаткування/Загальні положення

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Загальні положення»