Так, с 1 января 2013 года плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются субъекты хозяйствования, размещающие их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды либо его органов на местах.
Напомним, что с принятием НКУ большинство налогоплательщиков столкнулись с проблемой экологического налога. Если раньше его уплата проходила незаметно, через договора со специализированными предприятиями, то сейчас многим пришлось заняться еще и его самостоятельным администрированием. Во всяком случае ГНАУ в своих разъяснениях от 26.08.2011 года №23116/7/15-2117 и 07.09.2011 года №24090/7/15-2117 сделала ряд шагов к этому, максимально расширив круг плательщиков экологического налога.
При этом такие выводы ГНАУ противоречили заключениям, изложенным Минприроды в письме от 04.08.2011 года N 14364/07/10-11 и Минрегионом в письме от 04.08.2011 года №7/12-8463. Указанные министерства рассудили, что ни собственники, ни балансодержатели, ни исполнители услуг по вывозу бытовых отходов, занимающиеся только сбором и/или перевозкой бытовых отходов, не осуществляют их размещение.
Оба министерства были согласны с тем, что места временного хранения отходов (контейнеры или контейнерные площадки) для бытовых отходов, принадлежащие потребителям - физическим или юридическим лицам либо исполнителям услуг по вывозу бытовых отходов, не являются специально отведенными местами или объектами для размещения отходов, на использование которых необходимо получить разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.
С этими доводами впоследствии согласилась и сама ГНСУ, о чем свидетельствовал выход Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом от 16.12.2011 г. №258.
Закон №4834 окончательно определил размещение отходов как постоянное (окончательное) пребывание или захоронение таких отходов. Это освободит от излишней налоговой нагрузки предприятия, производящие и/или временно хранящие такие отходы, переложив обязанность по начислению и уплате налога на тех, кто размещает отходы на окончательное пребывание и захоронение.
Кроме того, с учетом переходных положений НКУ (п. 2 подразд. 5 разд. XX) с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно ставки экологического налога составляют 75 % от ставок, установленных ст. 243 - 246 НКУ.
В завершение добавим, если плательщик экологического налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, продажу топлива, а также размещение отходов и образование радиоактивных отходов, об этом необходимо уведомить орган ГНС по местонахождению объектов учета путем подачи заявления об отсутствии объекта налогообложения.