Чтобы заниматься предпринимательской деятельностью в Украине, нужно уметь противостоять неправомерным наездам государственных структур. При этом правильное ведение документации и уплата всех налогов не гарантируют спокойного существования.
Возьмем, к примеру, налоговую накладную по НДС. Должное оформление налоговой накладной не убережет компанию от проблем в виде лишения права на формирование налогового кредита. Причем сложности могут начаться на ровном месте, т.е. без наличия реальных оснований. Для этого достаточно, чтобы покупатель ваших товаров или услуг обратился с жалобой в налоговую инспекцию и указал на неправильность отображения сути сделки в налоговой накладной. Такая жалоба дает фискалам основания для проведения документальной внеплановой проверки.
Кодекс нужно чтить
Подать жалобу на компанию-продавца товаров или услуг покупатель имеет право на основании абз. 17 п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса (НК). Жалобщик обязан также предоставить налоговую декларацию по НДС за отчетный период, который, как правило, равен одному месяцу. Абзац 18 п. 201.10 ст. 210 НК устанавливает обязанность контролирующего органа провести документальную внеплановую проверку продавца в течение 15 календарных дней со дня поступления от покупателя заявления с жалобой
Каких-либо других предпосылок для начала внеплановой проверки продавца, кроме наличия жалобы, в указанном положении нет. Можно сделать вывод, что согласно приведенной статье проверка должна начинаться автоматически. Однако это не так.
Разобраться в вопросе нам помогут другие статьи НК. В подпункте 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 НК указано, что документальная внеплановая проверка осуществляется только в случае непредоставления "провинившимся" налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос контролирующего органа, в котором указывается информация из жалобы.
А если мы заглянем в п. 73.3 ст. 73 НК, то увидим, что налогоплательщики обязаны предоставлять информацию, определенную в запросе контролирующего органа и ее документальное подтверждение в течение одного месяца, следующего за днем поступления запроса.
Таким образом, статья 78 НК обязывает налоговые инстанции вначале обращаться с запросом к предприятию — продавцу, а только после этого проводить внеплановую проверку. В запросе фискалов должна содержаться ссылка на ту хозяйственную операцию, которая стала поводом для обращения покупателя с жалобой, а также указано, в чем конкретно заключается нарушение.
Если подобной детализации в тексте нет, то подобный запрос является неправомерным и формально на него можно не реагировать. Однако мы все-таки советуем предприятиям отвечать даже на такие запросы, чтобы избежать проведения незаконной проверки и последующего принятия необоснованного налогового уведомления-решения (НУР). В ответе желательно попросить налоговиков предоставить более подробную информацию по сути жалобы и напомнить об ответственности за необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность предприятия.
Месяц для выбора линии защиты
Обжаловать в суде запрос налоговиков бесперспективно, потому что по мнению ВАС Украины (Высший административный суд), такие действия не создают никаких правовых последствий для предприятия, даже если в запросе фискалов не указаны законные основания для его отправки.
Поэтому право на проведение внеплановой проверки в течение 15 календарных дней фактически возникает у органов ГФС не со дня получения жалобы от покупателя, а лишь по истечении 30-дневного срока со дня получения обязательного письменного запроса о предоставлении информации, который остался без ответа. Когда ответ на необоснованный запрос не принес результатов и налоговики все равно решили проводить документальную внеплановую проверку, необходимо действовать следующим образом:
- если проверка является выездной, не допускать инспекторов к ее проведению;
- если проверка является невыездной — немедленно обжаловать приказ и действия инспекторов по ее проведению, даже если проверка фактически уже состоялась.
Налоговики не имеют права нарушать процедуру проведения проверки, и такие действия как можно быстрее нужно обжаловать в судебном порядке. Украинские суды, кроме того, подтверждают отмену НУР, если действия по проведению проверки были незаконными.
Однако мало кто знает, что после недопуска инспекторов к внеплановой выездной проверке (если она незаконная) необходимо оперативно, в течение 2-3 дней, также обжаловать приказ и действия фискалов с целью предотвращения ареста активов. На практике уже на следующий день налоговая может принять решение об условном административном аресте имущества и сразу же обратиться с представлением в суд за подтверждением обоснованности его применения. Фактически счет идет на часы. А потому, чтобы успешно противостоять произволу со стороны органов ГФС, необходимо знать Налоговый кодекс, выбирать оптимальную линию защиты и вовремя оспаривать в суде неправомерные решения и действия чиновников.