Несмотря на неоднократные попытки правительства отменить трудовые книжки, на сегодняшний день это основной документ, подтверждающий трудовую деятельность работника. Ведь наличие записей в трудовой книжке свидетельствует не только о трудовом стаже работника, но и о его профессиональном опыте.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 24 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) при заключении трудового договора гражданин обязан подать работодателю трудовую книжку. Трудовые книжки ведутся на всех работников, которые работают на предприятиях, в учреждениях, организациях или у физических лиц более пяти дней.
Однако у физических лиц – предпринимателей (далее – ФЛП) возникали сложности с правом оформления трудовой книжки для тех работников, у которых место работы у ФЛП является первым рабочим местом. И вот почему. Согласно п. 2.12 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минюста, Минтруда и Мисоцзащиты Украины от 29.07.93 г. №58 (далее – Инструкция №58), первую (титульную) страницу трудовой книжки, на которой указываются сведения о работнике, должно подписать лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого поставить печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка. То есть у ФЛП отсутствовала возможность по всем правилам оформить для таких работников трудовую книжку. Данный вопрос оставался дискуссионным, поскольку госведомства высказывали различные мнения.
Так, Минтруда в письмах от 23.03.2006 г. №ДЦ-12-1528/0/6-06 и от 12.03.2007 г. №66/06/186-07 сообщало, что ФЛП не наделены правом заполнять титульный лист трудовой книжки работника.
Госкомпредпринимательства в письме от 30.03.2006 г. №2421 отмечало, что ФЛП могут оформлять трудовые книжки работникам, которые впервые устраиваются на работу. А Минюст в письме от 24.03.2006 г. №21-5-172 указывал на то, что Инструкция №58 требует пересмотра и внесения соответствующих изменений по данному вопросу. Однако изменения в нее до сих пор не внесены, при этом в трудовом законодательстве произошли существенные изменения, вследствие которых нормативно-правовые акты стали противоречить друг другу.
Так, п. 2.21-1 Инструкции №58 до сих пор требует регистрировать трудовые договоры между работником и ФЛП в службе занятости. При этом должностные лица службы занятости должны подтверждать внесенные предпринимателем записи. Также согласно требованиям этой Инструкции записи в трудовой книжке должны заверяться печатью.
Однако с 1 января 2015 года трудовое законодательство в части оформления работников претерпело существенные изменения. Поскольку ст. 241 исключена из КЗоТ, ФЛП работников оформляют самостоятельно и в службу занятости по этому поводу не обращаются. К тому же согласно ст. 581 Хозяйственного кодекса Украины наличие печати необязательно. То есть все записи в трудовой книжке ФЛП, работающие без печати, заверяют своей подписью.
Таким образом, нормы Инструкции №58 не соответствуют нормам КЗоТ и ХКУ. В связи с этим редакция обратилась за разъяснением в Минсоцполитики Украины.
Может ли ФЛП оформить трудовую книжку работнику, который ее не имеет?
Письмо
Министерства социальной политики Украины
от 03.12.2015 г. №492/06/186-15
В соответствии с частью третьей статьи 48 Кодекса законов о труде Украины трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих на предприятии, в учреждении, организации или у физического лица более пяти дней. Учитывая указанное, работнику, приступающему к работе впервые, трудовая книжка должна быть заведена в том числе физическим лицом – предпринимателем.
Вместе с тем обращаем внимание, что пунктом 2.12 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Министерства труда Украины, Министерства юстиции Украины и Министерства социальной защиты населения Украины от 29.07.93 №58 (с изменениями), зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 17.08.93 под №110 (далее – Инструкция), установлено, что первую страницу трудовой книжки (на которой указываются сведения о работнике) должно подписать лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого поставить печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполняется трудовая книжка.
Законом Украины от 28.12.2014 №77-VIII “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда” (далее – Закон), в частности, предусмотрено, что работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника либо уполномоченного им органа.
Кроме того, Законом исключена статья 241 КЗоТ, которая предусматривала регистрацию заключенного между работником и физическим лицом трудового договора в государственной службе занятости (изменения вступили в силу 01.01.2015).
В связи с принятием Закона трудовые книжки физическому лицу – предпринимателю следует заполнять по аналогии с пунктом 2.4 Инструкции.
То есть все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о наградах и поощрениях вносятся физическим лицом – предпринимателем после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения). Запись об увольнении, а также сведения о награждениях и поощрениях заверяются печатью.
При отсутствии у физического лица – предпринимателя печати записи в трудовой книжке заверяются его подписью.
Учитывая вышеизложенное, нормы Инструкции следует применять в части, не противоречащей нормативно-правовым актам высшей юридической силы.
В то же время сообщаем, что письма министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, рекомендательный и необязательный характер.
Директор Юридического департамента Е. Тулина
Как следует из приведенного ответа, в вопросе оформления трудовой книжки для работника, который трудоустраивается впервые, следует руководствоваться нормативно-правовым актом высшей юридической силы. Таковым, несомненно, является КЗоТ. Статьей 48 КЗоТ предусмотрено, что для работников, которые трудоустраиваются впервые, трудовая книжка оформляется не позднее пяти дней после приема на работу. Исключений в этом вопросе для ФЛП-работодателей не содержится, т. е. они также должны оформить таким работникам трудовую книжку.
Таким образом, ФЛП могут оформлять трудовые книжки работникам, которые трудоустраиваются впервые.
Напомним, что согласно п. 2.21-1 Инструкции №58 трудовые книжки работников, которые работают у ФЛП, хранятся непосредственно у самих работников. Следовательно, предприниматели не должны хранить их у себя.