В письме от 3 февраля 2013 года №2499/7/99-99-10-03-01-17 Миндоходов отметило, что большинство судебных решений (обобщена практика до 2010 года) по делам об обжаловании налоговых уведомлений-решений об определении обязательств по таможенным платежам, вынесенных не в пользу органов доходов и сборов, обоснованы правовой позицией ВСУ, которая заключается в том, что в случае если таможня, принимая грузовые таможенные декларации и пропуская товар на таможенную территорию Украины, соглашалась со сведениями относительно кода товарной номенклатуры, указанным импортером, то в дальнейшем она не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений о начислении налоговых обязательств в связи с ошибочным определением кода товарной номенклатуры.
Вместе с тем в постановлении от 7 ноября 2011 года по делу №21-223а11 относительно обжалования налоговых уведомлений-решений таможни, принятых в связи с выявлением факта неверного определения при таможенном оформлении товаров их таможенной стоимости, ВСУ пришел к следующим выводам.
Установленное подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 ст. 4 Закона «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» правило освобождения налогоплательщика от ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления суммы налогового обязательства, если она рассчитана контролирующим органом, не применяется для определения обязательных платежей при пропуске товаров через таможенную границу Украины, поскольку в подавляющем большинстве случаев таможенную стоимость товаров определяет декларант.
Таким образом, таможня не имеет правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений, если, принимая грузовой таможенной декларации, самостоятельно определяет таможенную стоимость товара и пропускает товар на таможенную территорию Украины, за исключением случая, когда установлено заговор между декларантом и таможенным органом, направленный на занижение обязательных платежей.
В других случаях, то есть когда при таможенном оформлении решение об определении таможенной стоимости товара таможней не принималось, при условии обоснованного подозрения, что при пропуске товара через таможенную границу Украины было допущено нарушение законодательства, таможня имеет право продолжить осуществление таможенного контроля, по результатам которого доначислить платежи, если противоправные действия декларанта привели их недобор.
На сегодняшний день указанные правовые позиции могут быть применены только к правоотношениям, возникшим в связи с осуществлением таможенного оформления товаров, до утраты силы норм законодательства, которыми такие позиции обоснованы.
Что касается дел, касающихся обжалования налоговых уведомлений-решений об определении обязательств по уплате таможенных платежей по грузовым таможенным декларациям, оформленным с момента вступления в силу Налогового кодекса, Миндоходов просило учитывать следующее. Согласно ст. 36 НК обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и / или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НК, законами по вопросам таможенного дела, признается налоговым долгом.
В соответствии с пунктом 54.1 ст. 54 НК налогоплательщик кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, самостоятельно исчисляет сумму налогового обязательства, которую указывает в налоговой (таможенной) декларации. Ст. 37 НК определен исключительный перечень оснований для прекращения налогового обязательства, который не содержит такого основания, как ошибка налогоплательщика или контролирующего органа. Указанные нормы согласуются с нормами Таможенного кодекса 2012 года.
По общему правилу ст. 295 ТК 2012 года таможенные платежи начисляются декларантом самостоятельно. Ст.ст. 257, 266 ТК закреплена обязанность декларанта внести в таможенную декларацию, в частности, сведения о коде товара, начислении таможенных платежей, их ставки, суммы и т.п. Частью 4 ст. 69 ТК 2012 года закреплено право органа доходов и сборов самостоятельно классифицировать товары в случае выявления во время таможенного оформления товаров или после него нарушения правил классификации товаров.
При этом согласно части 14 ст. 354 ТК 2012 года решение о правильности определения заявленных в таможенных декларациях кодов товаров согласно УКТВЭД отдельными документами не оформляются, а указываются в акте о результатах проверки.