Агрохолдинг «Нибулон» Алексея Вадатурского в 2012 году различные госорганы приходили проверять 533 раза. За год до этого – 414 раз. Проблема проверок для сельхозпроизводителя стала настолько острой, что на сайте компании даже открыли специальный раздел: «Контрольные проверки хозяйственной деятельности».
У компании «АрселорМиттал Кривой Рог» статистика за 2011 и 2012 годы была относительно ровной – по 110 проверок. Но в 1 квартале 2013 г. предприятие уже приняло 60 проверок, среди которых увеличилось количество внеплановых проверок, говорит глава представительства предприятия в Киеве Владимир Ткаченко.
На словах в Украине постоянно идет работа по снижению давления на бизнес. Количество запланированных на второй квартал 2013-го документальных проверок сократится по сравнению с первым на 15%, обещают в Министерстве доходов и сборов. Финансовая инспекция громко рапортует, что в сравнении с 1997 годом она снизила число проверок предприятий почти в 10 раз – с 80 000 до 8900 в 2012-м.
Проблема в том, что, снижая плановые проверки, госорганы наращивают внеплановые, поясняет директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. Как итог, большого облегчения бизнес не ощущает. В 2012 году предприятия в Украине пережили 2,06 млн проверок, говорится в опубликованном сегодня, 16 апреля, отчете Федерации работодателей Украины (ФРУ).
Длинный список
Проверять бизнес в Украине имеют право 70 структур. Больше всех бизнес проверяют: Госслужба чрезвычайных ситуаций, Служба горного надзора и промышленной безопасности и Министерство доходов и сборов. Кроме того, в списке активных «ревизоров» – Пенсионный фонд, Госинспекция по вопросам труда, МВД, Фонд соцзащиты инвалидов, СБУ и прокуратура.
Специалисты Международной финансовой корпорации (IFC) считают, что список нужно дополнить Санитарной и Ветеринарной службами, добавляет эксперт IFC Сергей Осаволюк, но в целом с содержанием списка он согласен. Сообща в прошлом году эти 70 органов провели 1,2 млн плановых и 860 000 внеплановых визитов на предприятия, говорится в отчете.
Для бизнесменов это означает потерю не только нервов, но и времени. К примеру, Государственная хлебная инспекция (ГХИ) не имеет права проверять предприятия чаще, чем один раз в год, согласно положению о работе этого органа. Но на деле в прошлом году в «Нибулон» инспекция наведывалась каждый месяц, как указано на сайте этой компании. На сопровождение проверяющих из ГХИ «Нибулону» приходилось выделять в среднем по 15 сотрудников. Каждую из проверок налоговой, фининспекции, социальных фондов и т.д. сопровождали от 5 до 300 представителей компании.
Потраченные на проверки человеко-часы – не главная проблема. 44 из 70 проверяющих органов имеют право приостанавливать работу предприятия, подсчитали в ФРУ. В прошлом году они воспользовались этим правом 154,6 тыс. раз. Средний простой длился 45 дней.
Расходы на ревизоров
Во сколько обходится день простоя для предприятия? Кому как. Для парикмахерской это убытки от 700 до 1000 гривен, хлебокомбината – от 100 000 до 225 000 гривен. Когда в ноябре 2012 года у налоговой службы возникли претензии к производителю минеральных вод IDS Group и он был вынужден приостановить работу своего Миргородского завода, ежедневные убытки компании достигали 3 млн гривен, констатировал тогда гендиректор группы Марко Ткачук. Потери меткомбинатов от такого простоя могут достигать от 1 до 3,6 млн гривен, ГОКов – от 32 000 до 30 млн гривен.
Но убытки каждого отдельного предприятия – это потери экономики в целом. Простой бизнеса из-за проверок в прошлом году в масштабах страны означал потери в 27 млрд гривен, или 1,9% ВВП, говорится в отчете.
Конечно, функция государственных органов – не в «выбивании» денег, а в контроле за соблюдением законодательства, предупреждении аварий и т.д. Но с этими функциями проверяющие часто как раз не справляются, подчеркивает Осаволюк из IFC. Причина – они проверяют предприятия бессистемно, в то время как в западных странах внедрен риск-ориентированный подход, то есть придут лишь к тому, кто демонстрирует признаки нарушения законов, правил безопасности и т.д. С другой стороны, на содержание проверяющих органов в 2012 году было потрачено 24,1 млрд гривен (то есть 1,7% ВВП), говорится в отчете. В пересчете на одну проверку в прошлом году государство потратило 11 600 гривен. При этом сумма штрафов, наложенных на предприятия, составила 3,3 млрд гривен, к ответственности привлечено 650 000 человек. По факту в казну было уплачено 990,9 млн гривен, или 30% от суммы начисленных штрафов – значительная часть штрафов оспаривается бизнесом, объясняет Деревянко. То есть одна проверка принесла в бюджет в среднем 479 гривен.
Чтобы исправить ситуацию, в ФРУ предлагают правительству целый ряд шагов: сократить число контролирующих органов и убрать дублирование функций, улучшить законодательство в сфере дерегуляции и т.д. Осаволюк добавляет: Кабмину нужно внедрить, наконец, риск-ориентированный подход, и пересмотреть технические стандарты качества продукции – сейчас в Украине действуют стандарты, разработанные еще в советские времена, которые давно устарели.