• Посилання скопійовано

Українці стали частіше вигравати податкові спори у ДФС — приклади та рецепти

Юристи склали список найбільш важливих рішень, які стосуються порядку проведення перевірок

Українці стали частіше вигравати податкові спори у ДФС — приклади та рецепти

Налоговикам невозможно угодить, как бы не старалось предприятие выполнять все старые и новые законодательные требования. В ходе последних плановых налоговых проверок бизнеса в Украине ни одна из инспекций (кроме проверок филиалов) не обошлась без доначислений. При этом, как показывает статистика самой ГФС, компаниям впоследствии удается обжаловать только 10-12% претензий (полностью или частично). Зато в судах результаты в разы лучше: налогоплательщики выигрывают у фискалов 80% исков, информирует UBR.ua

Как сообщила глава Комитетов по налоговой политике общественных советов Минфина и ГФС Татьяна Шевцова, главная проблема по-прежнему заключается в том, что налоговики не могут уйти без доначислений.

В последнее время появился ряд судебных решений высших инстанций, которые могут помочь бизнесу оспорить действия фискалов уже на этапе выхода на проверку или в ходе ее проведения. При помощи юристов UBR.ua составил ТОП-3 решений, касающихся:

1) Оснований признания приказа о проведении внеплановой проверки незаконным.

2) О признании неправомерным налогового уведомления-решения, если оно выписано в результате проведения незаконной проверки.

3) Об утрате права плательщика на обжалование приказа на проверку, если он допустил налоговиков к инспекции.

Как показывает практика судебных разбирательств, чаще всего предметом спора о законности проверок и начислений в результате их проведения становятся налоги на прибыль, НДС, единый соцвзнос и налог с доходов физлиц (НДФЛ). Что объясняется значительной долей поступлений от этих налогов в бюджет, а значит и возможностями больших доначислений и штрафов.

 

Оспариваем сам выход на проверку

Для выхода на внеплановую проверку налоговики пользуются любым доступным поводом. Как правило, сначала сотрудники ГФС запрашивают какую-нибудь информацию, а затем, под предлогом неполного ее предоставления или полного отказа, организовывают проверочные мероприятия.

Одно из киевских ООО отказало налоговикам в представлении информации по формированию налогового кредита по НДС, ссылаясь на неправильное оформление запроса (описка в написании организационно-правовой формы предприятия-контрагента). И хотя суды всех инстанций признали, что такое крючкотворство со стороны плательщика безосновательно (код предприятия был указан верно), этот случай позволил выявить отсутствие у налоговиков каких-либо оснований для подобного запроса.

Юристы фирмы Crowe LF Ukraine отмечают, что перечень оснований для запроса ГФС четко указан в п. 73.3 НК. Среди шести причин значится и проведение встречной сверки. Но налоговики в своем запросе лишь указали, что не могут провести встречную сверку контрагента ООО, а потому считают, что во взаимоотношениях двух предприятий могут быть нарушения. При этом не указав, какие именно.

Поэтому Верховный суд в деле №826/12244/14 решил, что ГФС не имела оснований направлять такой запрос (нет четкого указания причин запроса), и плательщик мог на него не отвечать. А потому и приказ о проведении внеплановой выездной документальной проверки — незаконен.

Не менее важными являются решения ВС, касающиеся нарушений самой процедуры проведения проверки, независимо от ее вида. Потому все налоговые уведомления-решения (НУР) выписанные после таких проверок подлежат отмене.

 

Отменяем результат проверки

Случается, что налоговики «забывают» уведомить плательщика, о том, что его проверяют, например, когда назначают внеплановую невыездную проверку (в самой налоговой инспекции). Тем самым лишая плательщика возможности оправдаться, представив первичные документы, и доказать свою правоту.

Между тем закон обязывает налоговиков вручить представителю компании (или направить заказным письмом) копию приказа о назначении невыездной проверки, а также дате и месте ее проведения (п. 79.2 НК). Иначе такая проверка будет считаться незаконной, а ее результаты не имеют правовых последствий для плательщика.

Уменьшение налоговиками суммы налогового кредита на 452 тыс. грн предприятию в Одесской области было признано незаконным (постановление ВС 16.01.2018 р. №К/9901/924/18).

Как сообщил адвокат Евгений Морозов, в случае признания проверки незаконной такая проверка отсутствует как юридический факт, что исключает возможность принятия НУР. Схожее решение Верховный суд вынес также по делу №826/442/13-а, признав неправомерным уведомление решение, принятое на основе незаконной проверки.

Важно, что этот вывод касается любых видов инспекций (постановление по делу №810/1438/17 от 20 марта 2018 года). В то же время юристы обращают внимание, что процедурные решения о проведении проверок могут быть нивелированы фактическим допуском налоговиков к проверке.

 

Оспариваем результат при допуске к проверке

Киевское ООО «Астика-Буд» после проведения налоговиками плановой документальной проверки не согласилось с ее результатами и представило в органы ГФС свои возражения и пояснения по акту инспекции. Что дало налоговикам законное право отправиться на внеплановую документальную проверку.

Суд установил, что все формальности для проведения такой проверки были соблюдены: копия приказа направлена по почте, направление на проверку вручено главбуху и т.п. При этом предприятие допустило налоговиков к проверке, но впоследствии оспорило в суде приказ о ее назначении. В частности, ссылаясь на тот факт, что эта внеплановая инспекция проводилась во время моратория на проверки в 2016 году.

Однако этот аргумент судьи Верховного суда не приняли в расчет. В своем решении по делу №826/1205/16 от 20 февраля 2018 года они указали, что раз предприятие допустило проверяющих, то даже отмена приказа о проверке не восстановит уже нарушенных прав плательщика. Поэтому в данном случае может идти речь только о последствиях такой проверки, которые нарушают права бизнеса.

Константин Симоненко

***

Читайте также: Встречайте! Майское обновление плана-графика плановых проверок ГФСУ на 2018 год

Джерело: UBR

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024168
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 537
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20247 0236
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024166
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202460