Министерство юстиций Украины будет передавать жалобы на неплательщиков алиментов в Гоструда. Таким образом чиновники хотят поймать двух зайцев сразу: выйти на предприятия, где платят зарплаты в конвертах, и решить проблему с злостными неплательщиками алиментов.
Как рассказали UBR.ua в Минюсте, только за 2018 год в органы государственной исполнительной службы направлено 10 153 обращения от родителей, проживающих с детьми о том, что должники работают неофициально и получают зарплату в конвертах. Таким образом алиментщики не только уклоняются от своих обязанностей, но и не платят налоги, говорят чиновники.
Отныне, в соответствии с положениями меморандума о сотрудничестве между Министерством юстиции и Государственной службой Украины по вопросам труда, по таким фактам будут организованы проверки компаний, где работают уклонисты. Заодно котроллеры проверят и все предприятие на предмет должно неоформленных сотрудников. О фактах возможного нарушения Минюст будет сообщать в Гоструда не позднее следующего рабочего дня с момента получения жалобы. При выявлении факта выплат заработной платы в конверте предприятие оштрафуют на 125 190 грн. за каждого такого сотрудника. Что касается нерадивого родителя, то сокрытие реальной зарплаты может быть квалифицировано как злостное уклонение от уплаты алиментов и грозит общественными работами на срок от 80 до 120 часов или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы до двух лет.
Что могут ревизоры
Если работодатель будет привлечен к ответственности, то может произойти и перерасчет размера задолженности по алиментам, как в сторону увеличения, так и наоборот (если плательщик не трудоустроен, то алименты за месяц рассчитываются из средней зарплаты по региону).
Проверяющие, при наличии служебного удостоверения, могут беспрепятственно и без предупреждения, в любое время суток наведаться на предприятие для выявления нарушений. При проведении инспекций по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений они могут:
- проходить в любые производственные, служебные, административные помещения компании;
- запрашивать любые книги, реестры и документы, содержащие информацию и сведения по вопросу, который является предметом проверки;
- один или в присутствии свидетелей опрашивать руководителя и работников предприятия, получать от них устные или письменные объяснения;
- может потребовать выделить отдельное место для конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного визита.
«Законодательство позволяет Гоструда проверять предприятия, если в результате анализа информации, полученной из СМИ, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, возникает подозрение о теневом трудоустройстве. Таким образом, сигналы Минюста станут законным основанием для проверки предприятия. Полномочия инспекторов ограничиваются предметом проверки, поэтому все будет зависеть от того, как будет прописана цель проверки. Ожидаемо, что проверять будут трудоустройство и начисление заработных плат на предприятии в целом, а не отдельно взятого сотрудника», – рассказала UBR.ua юрист практики корпоративного права ЮК Juscutum Мария Фельмецгер.
Как защищаться бизнесу
В тоже время, по словам юристов, у бизнеса есть возможность опротестовывать подобные ревизии. И даже прикрыть их. Порядком проведения проверок Гоструда не предусмотрены такие основания, как «по сообщению от органов исполнительной службы». Это позволяет оспорить действия проверяющих в суде.
«До внесения изменений в такой порядок, проведение инспекций будет иметь признаки незаконных и проведенных без надлежащих оснований. Стоит учесть, что приход исполнительной службы в таких проверках также исключен – это не входит в их компетенцию», – подчеркнул адвокат, управляющий партнер ЮК «Альянс правовых сил» Виталий Собкович.
Кроме того, говорят юристы, чтобы оштрафовать предприятие, необходимо установить сам факт правонарушения. А для этого нужно поймать сотрудника и работодателя «на горячем». При отсутствии работника на предприятии и каких-либо документальных доказательств его трудоустройства или выполнения им работ, привлечь работодателя к ответственности невозможно. А протоколы о применении штрафных санкций можно будут легко оспорить.
«Если работника нет на месте, по документам его не существует на предприятии, то у Гоструда не будет оснований для применения санкций», – добавил Виталий Собкович.
Так или иначе, алиментщики становятся дополнительным фактором риска для работодателей нарваться на крупные штрафы. Их могут уволить «от греха подальше» или просто не захотеть иметь с ними дело в будущем. Однако, говорят юристы, скорее всего политика работодателя в отношении такой категории работников будет определяться ценностью для компании отдельно взятого сотрудника.
«Можно предположить, что когда инспекция придет с проверкой, то неквалифицированных работников будут увольнять, а особенно ценных, наоборот, официально трудоустраивать. Проблема еще заключается в том, что работодатель не знает, алиментщик его работник или нет. Конечно, существует Единый реестр должников, но надо время для того, чтобы население привыкло и научилось с ним работать», – подметил в разговоре с UBR.ua адвокат, председатель правления Центра семейно-правовых исследований Олег Простибоженко.
***
Читайте также: Держпраці та Мін'юст підписали меморандум щодо детінізації роботи працівників-боржників з аліментів