Как сообщает UBR, наполнение госбюджета – остается головной болью правительства. Так было пять-десять лет назад, так остается и по сей день. Что меняется – это формы работы, которые применяют фискалы. В последние годы они активно внедряют План действий BEPS, к которому присоединилась Украина, и принципы трансфертного ценообразования. Хотя и отмечают по ходу текущие сложности.
«До последнего времени применять инструмент контроля ТЦО мешал медленный обмен информацией с зарубежными органами власти. Порою информацию о зарубежных компаниях или данные с иностранной таможни приходилось ждать по полгода», – заявила недавно (на конференции «Трансфертное ценообразование: преодоление рисков») народный депутат, глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина.
А договора об избежании двойного налогообложения часто заключались не в пользу Украины. Но за последние 4-5 лет многое изменилось.
Что произошло
Во-первых, с 2014 года компании обязали подавать отчетность по ТЦО. При этом основные принципы такого ценообразования уже останутся неизменными, а будут продолжаться доработки каких-то технических нюансов, как реакция на меняющиеся схемы и условия работы бизнеса.
Например, с 1 января 2019 года критерии определения хозяйственной операции подкорректировали. Это реакция на новые хитрости бизнеса, который стал использовать фирмы-прокладки, формально никак не связанные с материнской структурой. Тем самым делая операцию не контролируемой по ТЦО. Поэтому операции через номинального посредника – с этого года контролируемые.
Во-вторых, с той же целью в документах компании стали представлять отношения между представительством иностранной компании и этим нерезидентом как внутреннюю хозоперацию. Это также будет взято на особый контроль.
Что это дает
Новые формы для отчета теперь позволяют более точно оценивать влияние конкретной сделки на финансовый результат компании не только по украинской стороне, но и по зарубежным группам компаний.
«С января 2019 года мы получили возможность анализа превалирования экономической сущности сделки над ее формой. Теперь ждем введения трехуровневой отчетности по ТЦО (отчет самой компании плюс отчетность материнской структуры и ее филиалов в других странах – Авт.)», – пояснил начальник управления проверок трансфертного ценообразования ГФС Украины Вячеслав Кругляк.
По словам Нины Южаниной, в последнее время бизнес пытается через суд обжаловать начатую проверку и тем самым затянуть и сорвать ее. Поэтому были приняты изменения, согласно которым проверка прерывается на время судебного обжалования, но потом налоговики могут проверять предприятие дальше, без сокращения сроков такой инспекции.
«Надо научиться сотрудничать, потому что уже подписана MLI. Она вносит кардинальные изменения в обмен налоговой информацией между странами. Сейчас важно создать систему по автоматической обработке информации, куда она будет заливаться. Иначе потом этот пласт за какой-то период будет очень трудно внести потом», – говорит Южанина.
Что на контроле
Отдельного внимания заслуживает проект закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК) от Минфина. В профильном комитете парламента предлагают идти по пути установления конечных бенефициаров не юрлиц, а физических лиц-владельцев заграничных компаний.
«Он уже прошел обсуждение, и мы будем срочно его регистрировать. Также заканчивается наработка законопроекта о нулевом декларировании физлиц, и, думаю, что уже в 2020 году будут поданы первые декларации – за 2019 год. У нас есть все основания для принятия этих шагов, чтобы налог на прибыль и НДС взимались в Украине», – подчеркнула Южанина.
Другое дело, что ГФС утратила квалифицированные кадры, в том числе благодаря люстрации и сейчас ей не хватает людей для обработки всей поступающей информации. Поэтому соответствующий департамент хотят создать при Минфине, потому что это направление становится главным в работе.
Чем уже пользуются
В последнее время компании жалуются, что существующий предел контролируемых операций в 10 млн грн с одним контрагентом за календарный год уже слишком мал и его надо поднять.
«Например, если покупается биржевой товар, предприятия просят снять эти операции с контроля так как налоговая ничего все равно там не найдет. А оформление всех документов с привлечением консультантов обходится им слишком дорого. Это требует анализа и доработки, чтобы повысить эффективность контроля», – говорит Нина Южанина.
В то же время уже существует возможность заранее согласовать с налоговым органом контролируемую операцию касаемо цены товара. Разумеется, вследствие разных факторов цена может измениться, но на этапе заключения сделки ее можно проверить на выполнение условий «вытянутой руки». По данным ГФС, сейчас всего два таких договора находятся на стадии согласования.
«Почему бизнес не пользуется этим, а все время пытается уйти от контроля. В этом смысле не совсем ясно, как будет применяться еще одна новация – возможность проведения предварительной встречи плательщика с работниками ГФС перед грядущей проверкой. Чтобы до ее начала сообщить налоговикам о каких-то нюансах операций, их специфике, чтобы контролеры потом не хватались за эти факты как возможные признаки нарушений», пояснила народный депутат.
Законодательство о ТЦО работает в Украине с 2013 года. Как известно, отчетность по ТЦО подается до 1 октября следующего года. Вот как выглядит картина сдачи отчетности глазами налоговиков.
Годы | Подано отчетов по ТЦО, тыс. шт. | Общая сумма декларируемых операций, трлн грн |
2013 | 2,5 | 1,1 |
2014 | 1,9 | 3,6 |
2015 | 3,0 | 1,6 |
2016 | 2,8 | 2,4 |
2017 | 2,1 | 1,6 |
«Это общие цифры, за которыми из года в год мы видим одних и тех же крупных плательщиков (как украинских, так и международных групп), которые являются основными донорами бюджета», – говорит Вячеслав Кругляк.
В структуре контролируемых операций за 2017 год наибольшая доля приходится на торговлю товарами – 63,7% сделок. На втором месте оказались банковские операции (21%) и завершает тройку лидеров продажа услуг (7,9%). Прочие финансовые услуги занимают всего 6,1%, операции с ЦБ – 0,9% и операции с нематериальными активами – 0,4%.
«Государственная фискальная служба и плательщики первые пять лет учились применять новое законодательство, и теперь мы можем анализировать опыт проверок. Свое слово еще скажет судебная система, особенно ее высшие инстанции. Нас не может не радовать вдумчивая и взвешенная позиция судей в части обжалования результатов проверок», – подчеркивают в ГФС.
Результаты проверок
Первые инспекции начались в 2015 году. Тогда было начато всего три проверки, а по состоянию на конец декабря 2018 года уже завершено 55 инспекций и продолжается еще 22. Напомним, срок давности для налоговых проверок по ТЦО составляет 7 лет, а сама ревизия длится до 18 месяцев и может быть продлена еще на 12 месяцев.
В итоге было доначислено по налогу на прибыль 632 млн грн и еще 69 млн грн пени. Доначисления по НДС гораздо скромнее – всего 13,7 млн грн. Зато сокращение «убытков» предприятий на 5,3 млрд грн впечатляет.
Налоговики с удовлетворением отмечают, что предприятия все чаще самостоятельно (вернее, при помощи нанятых консультантов) корректируют свои налоговые обязательства, не дожидаясь проверок. Если их контролируемые операции не соответствуют правилу «вытянутой руки»: стандарт, по которому сделки между взаимозависимыми предприятиями должны отражать условия, которые имели бы место между независимыми предприятиями. Такие корректировки налоговой базы составили по итогам 2018 года 8,2 млрд грн.
Переломным годом был 2016-й, когда 173 компании провели корректировки на 3,3 млрд грн. Уже в 2018 году всего 145 компаний скорректировали свои результаты до налогообложения на 1,7 млрд грн.
Тем не менее, остается еще немало вопросов, вызывающих споры с налоговиками.