На заседании Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда Украины 3 декабря 2014 года было рассмотрено дело №6-183цс14 по иску к Черниговскому городскому совету о возмещении имущественного вреда, причиненного вследствие ненадлежащего состояния дороги. Согласно материалам дела истец, управляя автомобилем, владельцем которого является другое лицо, въехал в выбоину, в результате чего автомобиль получил повреждения. Владельцем дороги является Черниговский городской совет. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, апелляционный суда отменил это решение и удовлетворил иск. ВССУ отменил решение апеляции и оставил в силе решение районного суда, исходя из того, что в соответствии со ст.ст. 386, 395 и 396 ГК лицо, не являющееся собственником имущества, обязано доказать факт причинения ему вреда, а судом апелляционной инстанции не был установлен факт причинения вреда именно истцу.
ВСУ направил дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции. Разъяснено, что в соответствии со ст. 396 ГК правила о защите права собственности, которые установлены главой 29 ГК, распространяются на вещные права собственности на чужое имущество. Если нарушение вещного права на чужое имущество, по вине третьих лиц, нанесло определенные имущественные убытки лицу, которому принадлежит это право, то это лицо может обратиться за защитой своих прав на основании ст. 396 ГК.
Суд кассационной инстанции, оставляя в силе решение суда первой инстанции на основаниях отсутствия у истца права требования, неправильно применил нормы ст. 395, 396 ГК, поскольку при рассмотрении дела было установлено, что истец в момент дорожно-транспортного происшествия правомерно владел транспортным средством. Кроме того законом не возлагается на истца бремя доказывания вины ответчика в причинении вреда, он только должен доказать факт причинения такого вреда ответчиком и его размер - что тоже не учтено судами при рассмотрении дела. Согласно требованиям частей 1 и 2 ст. 1166 ГК имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью личным имущественным права физического или юридического лица, а также вред, причиненный имуществу, возмещается в полном объеме лицом, его причинившим. Лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.