• Посилання скопійовано

УЗ тянет дешевые билеты

Несмотря на убыточность железнодорожных пассажирских перевозок, цены на проезд на внутреннем сообщении в украинских поездах остаются в разы ниже, чем в странах СНГ и тем более Европы.

В начале этого месяца Министерство инфраструктуры заявило о намерении провести поэтапную ежеквартальную индексацию тарифов на перевозку пассажиров в купейных вагонах. По словам генерального директора госпредприятия "Укрзалізниця" Владимира Козака, в результате за год на 14,3% возрастет стоимость проезда в купе. "Учитывая, что цены стабильны с 2009 года, это меньше, чем уровень инфляции за эти годы. Например, на поезд Киев - Львов тариф увеличится на 11 гривен за год, считаю, это немного", - отметил Козак.

Вместе с тем, он подчеркнул, что на социальные виды перевозок - в плацкарте и в пригородных поездах - цены не повысятся. Места в СВ также не подорожают - там цена и так достаточно высока.

По словам железнодорожников, незначительное повышение цен не решит кардинально проблему убыточности пассажирских перевозок, но позволит частично покрыть расходы.

Практически везде в мире пассажирские перевозки железнодорожным транспортом являются убыточными для перевозчика, поэтому расходы на них традиционно берет на себя государство, которое является заказчиком социальных перевозок. И сегодня в Украине стоимость билетов регулируется государством, а не определяется хозяйственной деятельностью железных дорог и далека от реальной себестоимости.

Экономический эксперт Национального института стратегических исследований Василий Яблонский отмечает, что тарифы на железнодорожные перевозки регулируются государством, а цена на топливо и расходные материалы, используемые железнодорожным транспортом, формируется в рыночных условиях. "В связи с этим сохраняется тенденция к отставанию темпов роста тарифов от темпов роста цен в промышленности", - подчеркнул он.

При этом железнодорожные билеты у нас остаются одними из самых дешевых по сравнению с соседними странами СНД и Европой, чего не скажешь о том же топливе. Так, в России тарифы на проезд в плацкартном вагоне выше действующих в Украине в 4,6-5,6 раза, в купейном вагоне – 5,9-6,4 раза, в вагоне СВ – 2,6-3,0 раза. В Казахстане тарифы на плацкарт и купе выше в 2,3 – 2,4 раза, на СВ – в 1,18 раза.

К примеру, проезд в купейном вагоне поезда Харьков – Киев (расстояние 545 км) составляет 99,75 гривны. Но для того, чтобы преодолеть такое же расстояние территорией России в поезде такого же класса придется выложить 501,74 гривны. Другой пример: стоимость проезда в купейном вагоне скорого поезда Харьков – Ивано-Франковск (расстояние 652 км) составляет 114,43 гривны в поездах украинского формирования. Стоимость на это же расстояние и в аналогичном поезде РЖД - 583,59 гривны, а в скоростном комфортабельном поезде "Сапсан" стоимость проезда от Москвы до Санкт-Петербурга (расстояние аналогичное) в вагоне 1-го класса составляет 1621,98 гривны. Как видим, разница существенная, даже если учесть тот факт, что зарплаты наших соседей выше в 2-3 раза.

Общие подсчеты показывают, что проезд на каждые 100 км в скоростном нефирменном поезде по внутреннем тарифу в купейном вагоне в Украине обойдется пассажиру в 32,40 гривны, в России – 206,11 гривны, в Беларуси – 18,88 гривны, в Казахстане – 69,19 гривны. В плацкартном вагоне: в Украине – 18,33 гривны, России – 101,80 гривны, Беларуси – 11,34 гривны, Казахстане – 41,21 гривны. В СВ: Украина – 130,8 гривны, Россия – 398,40 гривны, Беларуси – 31,92 гривны, Казахстан – 154, 20 гривны.

Таким образом, Украина пока что существенно отстает от своих соседей, и даже запланированная индексация тарифов не сравняет отечественные цены на ж/д путешествия, например, с российскими и уж тем более с европейскими. Так, стоимость проезда от Мюнхена до Нюрнберга составляет 198,9 – 544,4 гривны в зависимости от класса поезда, а это всего лишь около 150 км. Стоимость проезда из Парижа в Ниццу (685 км) составляет около 261,7 гривны, а из Парижа в Ренн (326 км) – около 209,4 гривны.

После повышения цен на проезд в купейных вагонах, по мнению Василия Яблонского, Укрзалізниця не потеряет своих пассажиров. "Поездом все равно получается ездить дешевле, чем самолетом или автобусом. Например, стоимость проезда Киев – Львов (572 км) в купейном вагоне обойдется пассажиру в 153,48 гривны, а в самолете – 1445 гривны. Автотранспортом же - 165-176 гривен. Те, кому не "по карману" купейный вагон (пенсионеры, студенты), ездили и будут ездить в плацкартном", - уверен эксперт.

Кроме того, Яблонский считает, что тарифы на плацкартные перевозки должны регулироваться государством, СВ и купе – рынком. "При этом вопрос доступности железнодорожных пассажирских перевозок для разных социальных слоев населения должен решаться на государственном уровне. Например, с помощью государственных заказов на перевозки в плацкартных и общих вагонах и субсидирование этих перевозок государством. А для граждан важнее всего - возможность выбрать доступный вариант проезда", - говорит он, отмечая, что стоимость проезда должна зависеть не только от расстояния и класса поезда, но и также от категории поезда и его состояния.

Напомним, что в связи с программой введения скоростного движения поездов и закупкой современных составов (в частности, производства Hyundai и Skoda Vagonka), Укрзалізниця ввела новую классификацию поездов. Каждый тип поезда будет иметь индивидуальную эмблему (символику) и однотипное оформление состава. На вагоны, которые включены в состав поезда, в определенных местах будет нанесена значки для идентификации пассажирами типа поезда, категории вагона и предоставляемых услуг.

Эта система разработана для того, чтобы точнее информировать пассажиров об уровне комфорте выбранного ими поезда и качества услуг в нем. Новая система, как рассчитывает УЗ, позволит разделить перевозки на социальный и конкурентные сегменты и привлечь пассажиров, обычно пользующихся авиатранспортом для передвижения по Украине – поскольку время передвижения в скоростном поезде будет сравнимо с затратами на поездку в аэропорт и сам полет. Тарифы, при этом, будут все еще существенно ниже, чем на воздушный транспорт. А вот социальный сегмент перевозок по-прежнему будет контролироваться государством, так что все льготники (а их у нас около 50 категорий) смогут продолжать пользоваться железнодорожным транспортом либо по очень сниженным ценам, либо и вовсе бесплатно.

Артем Соколовский

Рубрика: Суспільство і життя/Авто

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Авто»