Глава МВФ Кристин Лагард заявила, что если мировое сообщество не предпримет эффективных действий для предотвращения рецессии, то мировой экономике грозит кризис, подобный «Великой депрессии» в США в 1930-х годах. Редакция «Минфина» попыталась выяснить, какие сейчас существуют предпосылки для повторения аналогичного сценария 1930-х годов?
Управляющий активами группы Concorde Денис Костюк:
«В своем последнем заявлении глава МВФ Кристин Лагард призывает мировые власти к более активным действиям в преодолении текущего кризиса и в качестве угрозы указывает на возможное повторение «Великой депрессии» 30-х годов. Однако такое сравнение, безусловно, носит слишком драматичный характер, и призвано ускорить принятие мер мировыми лидерами.
«Великая депрессия» в США была обусловлена целым рядом причин, таких как значительное перепроизводство, нехватка денежной массы, пузырь на фондовом рынке и практически полное отсутствие действий со стороны монетарных властей. «Великая депрессия» стала причиной падения ВВП США на 31% за три года, а также роста безработицы до 23%.
Нынешний кризис — это прежде всего долговой кризис, причины которого лежат в кризисе платежеспособности небольшого количества стран, и, как следствие, кризисе ликвидности более широкого круга стран. По сути, текущий кризис является продолжением кризиса 2008 года, когда для спасения частных кредиторов государства были вынуждены потратить значительные средства, таким образом увеличивая свою долговую нагрузку. Кроме того, до 2008 года в условиях высоких темпов роста экономик государства неплохо справлялись с высоким уровнем долгов. Однако нынешние темпы роста развитых стран значительно ниже докризисных, и это обуславливает проблемы с обслуживанием привлеченных ранее долгов. Текущий долговой кризис оголил проблемы огромных диспропорций платежных балансов развивающихся и развитых стран, и на данный момент это основная проблема, которую необходимо решать мировым лидерам.
Однако масштаб нынешних проблем несравним с масштабом проблем 30-х годов. Несмотря на текущее замедление, основные экономики мира продолжают расти умеренными темпами. Экономика США растет на 2-2,5% в год, рост экономики Китая замедляется до 8,5-9%, однако замедление контролируемо и призвано ограничить темпы роста инфляции. В Европе вероятность рецессии в первом полугодии достаточно высока, но рецессия ожидается мягкой, в пределах 0,5% в годовом выражении.
Тем не менее для преодоления текущего кризиса правительствам необходимо активизировать свои усилия и продемонстрировать политическую волю. Политическим силам в США необходимо найти компромисс в отношении фискальной политики, путей сокращения государственного долга по отношению к ВВП, а также проведение структурных реформ экономики. В Европе властям необходимо более активно двигаться в сторону фискальной интеграции стан Еврозоны в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной смягчить монетарную политику ЕЦБ для преодоления проблем с ликвидностью. Развивающимся странам Азии следует проводить более либеральную курсовую политику для уменьшения диспропорций в структуре платежных балансов государств. Именно к этим действиям призывает Кристин Лагард мировое сообщество».
Руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрей Шевчишин:
«Я придерживаюсь модели российских экономистов во главе с Михаилом Хазиным (российский экономист, публицист, теле- и радиоведущий, руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» — «МФ»).
На сегодняшний день речь идет о структурном кризисе с перекосами в предложении и совокупном спросе, существенно отягощенным долговыми обязательствами. При этом действенных механизмов, способных удержать экономику пока не предложено. Действия, направленные на стимулирование совокупного спроса, приносят временный эффект, а стимулирование формируется через наращивание долговых обязательств, составляя замкнутый круг. Возможность возврата долгов при текущем тренде практически невозможна, поскольку не генерируется соответствующий доход на уровне потребителей.
При такой оценке ситуации вероятность развития негативного сценария со спадом соизмеримым с «Великой депрессией» 30-х годов имеет достаточную вероятность. И вопрос состоит во времени и формировании новой экономической парадигмы».
Заместитель директора ООО «Алор Украина» Наталия Бачинская:
«В настоящее время экономическая и политическая ситуации в различных странах выглядят совсем по иному, чем в 30-х годах прошлого столетия. Опыт «маленькой депрессии», начавшейся в 2008 году, создал грамотную и обширную базу для избегания повторения плачевных событий.
В своей точке зрения Кристин Лагард, вероятнее всего, основывается на том, что сейчас европейские страны не могут прийти к консенсусу в отношении дальнейших действий для предотвращения усугубления долгового кризиса. Во времена «Великой депрессии» страны старались выйти из кризиса поодиночке, вводя при этом протекционистские меры. В свою очередь, затягивание принятия решительных действий в нынешней ситуации лишь ухудшает текущую ситуацию. Но еще более опасно принимать скоропалительные решения, которые могут оказаться ошибочными. Таким образом, подобные заявления главы МВФ носят скорее призывной, побудительный характер».
Опрос подготовила Елена Куцая