Все чаще украинские города покупают б/у общественный транспорт за рубежом. На днях Львов приобрел пять трамваев в немецком Эрфурте, на очереди троллейбусы из Чехии. Оправдывает ли себя эта практика?
Два трамвая уже стоят в депо и ждут момента, когда сойдут на львовские колеи, еще три в пути, не скрывая удовольствия рассказывает DW руководитель Львовского коммунального предприятия “Львовэлектротранс” Орест Козак. По словам директора, общественный электротранспорт города сейчас находится в таком состоянии, когда треть подвижного состава уже технически не может выезжать на маршруты. Остальные, на 80 процентов нуждаются в обновлении, потому что сроки эксплуатации давно прошли. В такой ситуации оказались практически все города Украины, утверждает Козак.
Проблема еще и в том, говорит собеседник, в Украине узкоколейные трамваи (ширина 1 метр), а именно такие, каких нуждается Львов, никто не производит. Правда, на базе предприятия “Концерн Электрон” недавно составлена экспериментальная модель современного низкопольного трамвая.
Новые – не по карману
Стоимость “електроновского” продукта – 12 миллионов гривен, вдвое меньше чем иностранный аналог. Впрочем, даже такая цена является непосильной для большинства украинских городов. Потому что, например, Львов требует несколько десятков единиц такого транспорта. Следовательно, объясняет Козак, другого варианта как закупать подержанные вагоны не остается.
За один немецкий трамвай с 20-летним “стажем” город заплатил около 500 тысяч гривен. “Немцы не просто продали нам ненужный транспорт. Они еще вложили туда по полмиллиона гривен, проведя капитальный ремонт до каркаса”, – отмечает Орест Козак. По его словам немецкие трамваи имеют годовую гарантию. Обновить подвижной состав город получил возможность в рамках сотрудничества с ЕБРР, средства на б/у трамваи тоже предоставит банк, он и будет контролировать их использование.
“Учимся на чужих ошибках”
Города в определенной степени учатся на ошибках друг друга. “Мы видели, какие проблемы имела Винница, закупив в свое время трамваи из Австрии”, – говорит руководитель “Львовэлектротранс”. По его словам, в Виннице не угадали с модификацией – у закупленных моделей не совпадала контактная сеть, отказывала система управления и нагрузки на рельсы было слишком большой, пути проваливались.
Ситуация с троллейбусами во Львове не лучше, чем с трамваями. Но разница в том, что троллейбусы производят в Украине и они на порядок дешевле. “Луцкий завод хорошо себя зарекомендовал, а вот ЛАЗ использует китайские комплектующие и мы отказались от их продукта”, – говорит Козак. “Поэтому город склоняется к покупке новых, но и от подержанных тоже не отказываемся, потому что новыми всех потребностей не покроешь. Уже до конца этого года город намерен закупить 12 подержанных троллейбусов из Чехии, которые еще лет 15 смогут прослужить жителям Львова”.
Кроме Львова подержанные троллейбусы активно закупает Луцк, Тернополь, Черновцы, Ровно и другие города.
“И поляки так делали”
Оправдают ли себя такие закупки горожане смогут понять только со временем, говорит глава Центра исследований местного самоуправления Владимир Бригилевич. Хотя подержанные немецкие иногда лучше выглядят чем украинские новые, отмечает эксперт. Он считает, что городу было бы выгоднее на перспективу инвестировать в производство своих трамваев, которые начали составлять на базе “Концерн Электрон”.
“В конце концов, Львов идет тем же путем, которым в свое время шел польский Краков”, – приводит пример Бригилевич. На протяжении определенного времени Краков тоже покупал подержанный электротранспорт у немцев, пока не наладил свое производство. Это некое временное решение насущной проблемы на короткую перспективу, говорит глава центра. Впрочем, в будущем без собственной производственной и ремонтной баз не обойтись, добавляет он.
“Морально устаревшие” как спасение
Устаревший общественный электротранспорт – это головная боль всех городов, говорит эксперт по развитию транспорта, доцент НУ “Львовская политехника” Виктор Мазур. Подвижный состав Львова – в ужасном состоянии, констатирует собеседник. Город имел подписанную с правительством программу развития транспорта, но из-за тотального недофинансирования со стороны государства в 2009 году она совсем “заглохла”. Из запланированных 90 единиц транспорта Львов не получил и десяти.
“Я убежден, что подержанный транспорт – это спасение, особенно если говорить о трамвае. Это надо было начинать еще лет 10 назад, когда их состояние было еще лучше”, говорит Мазур. Следует учитывать, что немцы или европейские страны продают свой подвижной состав не потому, что он технически неисправен, а потому что он морально устарел, отмечает эксперт. Конечно, их эксплуатация очень отличается от украинской: там нет перегрузок, хорошие колеи и бережное отношение. Наконец, считает Мазур, это дело является выгодным и для немцев. Им лучше продать, чем тратить средства на утилизацию или резать на металл.
Галина Стадник