Очередная встреча с руководством Государственной налоговой службы сильно озадачила начальника налогового департамента компании «Сандора» Любовь Михайловскую. 18 декабря глава ГНСУ Александр Клименко представил проект нового закона о трансфертном ценообразовании. Точнее, о борьбе с уклонением от налогов при помощи связанных друг с другом компаний.
Что с того «Сандоре»? «Теперь в компании мы думаем о том, чтобы дополнительно нанимать сотрудников, которые будут работать с операциями по трансфертным ценам – то есть осуществлять мониторинг по каждой сделке параллельно с сотрудниками налоговой службы. Ну и где в этом случае упрощение ведения бизнеса?» – говорит Михайловская.
Налоговиков можно понять. По их данным, при помощи «родственных» компаний украинский бизнес умудряется «экономить» на налогах десятки миллиардов гривен ежегодно. Контроль над сделками между связанными компаниями должен помочь снизить объем минимизации налогообложения. Но для бизнеса он грозит дополнительными расходами на персонал, налоговыми проверками и еще целым букетом новаций.
Как же будет выглядеть работа налоговой службы в этом вопросе в 2013 г.?
Родственные офшоры
Так или иначе, с трансфертным ценообразованием сталкивается большинство украинских компаний. По сути это – продажа и покупка товаров у связанных друг с другом компаний.
Но часто наличие таких «родственных» компаний в цепочке поставщиков позволяет снижать налогооблагаемый доход бизнеса. Механизм довольно прост: компания-резидент продает свою продукцию «родственнику» из офшора по заниженным ценам, а затем этот «родственник» продает этот товар уже по рыночной цене. Это позволяет «осадить» основную часть прибыли в юрисдикции, где ставка налога ниже, чем в «базовом» государстве.
По данным ГНСУ, только в 2012 г. 54% украинского товарного экспорта было вывезено через третьих, часто аффилированных лиц, а общий объем экспорта по непрямым контрактам составил 260 млрд грн. В результате за пределами Украины осталось почти 30% от дохода товаров. Ситуация не уникальна: всего в мире при помощи таких схем было выведено в офшоры до $21 трлн., признает Клименко, ссылаясь на подсчеты международных экспертов.
До недавнего времени проблема трансфертного ценообразования в Украине не входила в число приоритетов правительства.
Но теперь все должно измениться. Вчера глава ГНСУ презентовал проект закона о трансфертном ценообразовании, который налоговики готовили вместе с компанией PwC. По прогнозам Клименко, уже в первом квартале 2013 г. проект пройдет через Верховную раду, а в июле – сможет вступить в силу. Хотя на деле отслеживать операции между связанными компаниями начнут еще раньше – с января 2013-го.
С нового года вступает в силу 39 статья Налогового кодекса – о методах определения и применении обычных цен. В ней прописано, кто, как и когда будет контролировать трансфертные цены, кто попадает под контроль, а также порог разницы цен, превышение которого должно стать звоночком для налогового инспектора – 20%.
Методы борьбы
Что смогут делать фискалы, если законопроект налоговой поддержат депутаты?
Во-первых, они смогут контролировать внешнеэкономические операции со странами-офшорами, а также операции внутри группы компаний. И в том, и в другом случае – если сумма операций превысит 50 млн грн. в год.
Во-вторых, чтобы отследить «правильность» определения цен, Налоговая планирует ввести новые специальные проверки – причем длительность их будет составлять от шести месяцев до года, а также отдельную отчетность. Документы по трансфертным ценам нужно будет подавать раз в год – до 1 мая года, следующего за отчетным.
В-третьих, будут введены серьезные штрафы. Неподача отчета или первичной документации (налоговых накладных, договоров и т.д.) будет стоить компании 5% от суммы операции; неподача других документов – штраф в 113 400 грн. (т.е. 100 минимальных зарплат).
Чтобы облегчить себе задачу по контролю над ценами, в Налоговой даже создали специальный орган – Центр мониторинга товарных рынков. Его сотрудники – не налоговики, а экономисты и трейдеры из металлургических, агропромышленных и химических предприятий. Их задача – определять «правильный», то есть адекватный рынку уровень цен. «Для этого мы применяем ряд источников: от специализированных сайтов до таможенной базы данных определения стоимости товаров, к которой у нас есть доступ», – поясняет первый замглавы ГНСУ и глава налоговой милиции Украины Андрей Головач.
Правда, при этом для некоторых производителей налоговики планируют ввести переходной период. По проекту закона, для каждой из товарных групп Кабмин будет определять «вилку», в пределах которой цены не будут считаться заниженными или завышенными (пока что в Налоговом кодексе прописана «вилка» в 20%). Но для аграриев, металлургов и химиков, а также компаний, добывающих железорудное сырье, фискалы предлагают в течение пяти лет допускать 5%-е отклонение от этой «вилки». «Это отрасли, которые обеспечивают 90% бюджета», – объясняет Клименко.
Результаты работы Центра Клименко и Головач будут использовать, чтобы отслеживать злостных неплательщиков – и общаться с ними уже на уровне непосредственно налоговой службы.
Чего не хватает бизнесу
Бизнесмены к инициативе пока относятся настороженно. «Идея регулирования трансфертных цен сама по себе хорошая. И действительно, применяется во многих странах», – подчеркивает Андрей Максимов, главный управляющий по налогообложению ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог». Но добавляет: все будет зависеть от того, как эти правила будут внедрены.
Пока у него есть много вопросов к источникам информации, из которых налоговики будут брать данные для установления обычных цен. «Одной базы данных таможни сегодня недостаточно. Этих источников должно быть как минимум десять», – считает Максимов.
Представитель «Сандоры» Любовь Михайловская озабочена усилением административной нагрузки на бизнес – ведь дело не только в необходимости наращивать штат, без которого крупным холдингам не справиться с претензиями налоговой. Дело – и в новых проверках налоговой, и в новой отчетности, и т.д.
Желание налоговиков контролировать сделки внутри страны настораживает и руководителя налогово-юридического отдела Ernst&Young Владимира Котенко. «Это действительно хлопотно для предпринимателей, а эффект – сомнительный, – говорит он, и подытоживает: – В налоговой службе пытаются создать эффективный инструмент для борьбы с необоснованным выводом средств из Украины. Но, чтобы регулирование трансфертных цен стало таким инструментом, а не просто «чемоданом без ручки», или, еще хуже, обузой для честного бизнеса, проект закона нужно еще серьезно доработать».
Екатерина Сычева