Теневой бизнес – 42%
“Мы не ставим себе целью собрать, поднять налоговое бремя для предпринимателей, мы хотим контролировать наличный оборот с тем, чтобы все ровно, справедливо платили налоги. Сколько бы ни говорило правительство, парламент о том насколько это важно, все равно главное идет от людей. Я уверена, когда гражданское общество будет самостоятельно заинтересовано контролировать – оплатил ли мой сосед налоги, пошли эти налоги (в бюджет, – ред.) когда я уплатил деньги в магазине, тогда на самом деле мы достигнем нашей цели “, – отметила Елена Макеева.
По словам заместителя министра, правительство сейчас делает все для того, что наладить конструктивный диалог с бизнесом. Однако отмечает, что в Украине большая часть предпринимателей все же не выплачивают налоги (по данным Минэкономики, в 2014 году теневой бизнес составил 42%), поэтому правительство вынуждено прибегать к мерам, которые урегулируют предпринимательскую деятельность.
Как отмечает исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко, использования кассовых аппаратов является существенным плюсом не только для правительства, но и для общества.
В данный момент, в Украине нарушено правило ведения единого диалога, считает президент торгово-промышленной палаты Геннадий Чижиков, приводя в пример цифры которые поражают: “99,8% по статистике представители малого и среднего бизнеса. Это организации, которые дают 50% налоговых поступлений, 60% НДС это 70% занятой экономики. Как можно мимо этого пройти и не вести диалог. Мы должны понимать, что малый и средний бизнес – он разноплановый “.
На сегодняшний день в Украине действует закон в поддержку малого и среднего бизнеса. Ранее стало известно, что 18 июня Украина и Европейская комиссия подписали совместное соглашение благодаря которому Европейский Союз предоставит 55 000 000 евро на развитие малого и среднего бизнеса. Эти средства пойдут на открытие региональных офисов для поддержки малого и среднего бизнеса в стране.
Как государство поддерживает малый и средний бизнес в сфере налогообложения
С 1 июля 2015 года вводится система электронного администрирования НДС на постоянной основе для малого и среднего бизнеса. За полугодие этого года она работала в тестовом режиме.
Директор Департамента методологической работы по вопросам налогообложения ГФС Неля Привалова рассказала, что для аграрных предприятий предлагается открыть дополнительный электронный счет в Государственной казначейской службе, на который предприниматели будут зачислять суммы НДС, которые соответствуют их сельскохозяйственной деятельности, и в день проведения операции их средства будут направляться на специальный счет, или в банки для того, чтобы тратить эти средства на развитие производства.
Также будет подаваться информация о движении и остатке денежных средств на электронных счетах по запросу налогоплательщиков. За счет сокращения обязательных реквизитов будет упрощена форма налоговой накладной.
Кроме этого, будет урегулирован порядок регистрации и получения информации из ЕРНН налоговым накладным для тех предприятий у которых есть филиалы.
Кроме всего прочего, копии налоговых накладных, по запросу налогоплательщика человек получает из единого реестра налоговых накладных, будут основанием для отражения налогового кредита.
На законодательном уровне будет закреплена возможность для тех предприятий, которые осуществляют непрерывные поставки с одним контрагентом составлять одну налоговую накладную в месяц в последний день отчетного месяца, в котором будет отражены общие объемы поставок с учетом проведенных расчетов с одним контрагентом.
По просьбе бизнеса был продлен срок на жалобы покупателя в случае если он неправильно сформировал налоговую накладную либо ее не зарегистрировал в ЕРНН.
Кто применяет и не применяет регистраторы расчетных операций. Что делать субъекту хозяйствования для регистрации РРО
Во-первых, надо выделить и понять, кто из предпринимателей не будет использовать регистраторы расчетных операций: * Физические лица, являющиеся плательщиками единого налога первой группы. Напомним, с 1 июля применения РРО будет обязательным для плательщиков единого налога третьей группы, с первого января 2016 – для второй. При этом налогоплательщики 2-й и 3-й групп, работающих на рынках, или осуществляющих торговлю на передвижных средствах торговли, не обязаны использовать кассовые аппараты, для них это дело добровольное, хотят -применяют, хотят не применяют.
- Все субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие расчеты исключительно в безналичной форме.
- А также, все субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют торговлю на рынках и мелкорозничную торговлю через средства передвижной торговли.
РРО также не применяются:
- При продаже блюд в столовых, буфетах, школах;
- При выездной торговле;
- При продаже в киосках, лотках, разносе газет, журналов;
- При продаже жетонов, проездных билетов в кассах метрополитена. При продаже проездных документов на железнодорожном, авиационном, автомобильном транспорте;
- При продаже билетов в кино, театры, на концерты и другие зрелища;
- При продаже билетов государственных лотерей;
- При выполнении всех банковских услуг, кроме операций по покупке/иностранной валюты и операций коммерческих агентов банков с приемом наличных и дальнейшего ее просмотра;
- При торговле продуктами собственного производства юридическими лицами, кроме торговли, общественного питания и физическими лицам, плательщиками единого налога.
Субъекты хозяйствования (юридические и физические лица-предприниматели), которые приобрели у производителя кассовой техники РРО должны обратиться в орган ДФС по месту регистрации и предоставить следующие документы:
- Заявление о регистрации РРО;
- Копию документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
- Копию документа на размещение хозяйственной единицы, где будет применяться РРО;
- Копию договора субъекта хозяйствования с сервисным центром на обслуживание и ремонт РРО.
Сейчас, как отметила директор департамента налогового и таможенного аудита ГФС Наталья Рубан, заявки на установление РРО подали почти 15 000 предпринимателей. Также, она отметила, если на 1 июля кассовый аппарат установлен, то автоматически установлен мораторий на 1,5 года на проверку. То есть к 1 января 2017 субъекты, выполнили закон и установили кассовые аппараты, на 1 июля, то проверки запрещены. Не будут проверять до 2017 г. и тех предпринимателей, которые приобрели кассовые аппараты в рассрочку.
“Если будет договор с производителем или сервисным центром по готовности субъекта купить кассовый аппарат с рассрочкой, то мы также такие проверки проводить не будем”, – добавила она.
Кассовая дисциплина – опыт Европы
Кассовые аппараты, установленные в развивающихся странах – сокращают развитие “теневой” экономики. Например, в Польше многие предприятия сначала протестовали, однако сейчас нормально воспринимается тот факт, что даже в такси выдают фискальный чек. В Литве в 2011 году РРО установили везде где ведется торговля продуктами питания на всех рынках. Малые предприниматели также протестовали против этой нормы, но сейчас она работает.
В Литве стоимость РРО для бизнеса компенсировалась государством, но чем раньше предприниматель обращался к государству о покупке РРО, тем больше была сумма компенсации.
Классическая Европа работает в направлении сотрудничества и промоций. В Германии рестораторы сами активно используют обязательные РРО для планирования ресурсов и финансовой отчетности.
Как заверила представитель международной общественной организации “Совет независимых бухгалтеров и аудиторов” Людмила Аксенова: “Жестокость кассовой дисциплины, контроль оборота наличных, давно уже стал трендом европейских стран. Усиленный контроль нам необходим сегодня для того, чтобы стабилизировать наличный оборот “.
Кто-то из представителей предпринимательства говорит, что внедрение кассовых аппаратов станет причиной падения бизнеса, кто-то “за” появление кассовых аппаратов, так как благодаря им экономику Украины покинут компании занимающиеся контрабандой. Как заработает малый и средний бизнес после внедрения РРО? Ответ на этот вопрос уже не долго ждать.
Материал подготовила Юлия Бондарь