Уже с 1 июля представители ГФС получат возможность в полной мере контролировать предпринимателей 3-й группы единого налога на предмет использования РРО. И, конечно же, штрафовать их за провинности. А спустя 6 месяцев, с 1 января 2016 года, неусыпный взор ГФС падет на предпринимателей, избравших 2-ю группу единого налога.
Бизнес с этим, разумеется, мириться не хочет. Предприниматели негодуют из-за того, что им удалось отстоять свои интересы даже при прошлой власти, в то время, как новые реформаторы мнение малого бизнеса слышать никак не хотят.
Впрочем, сопротивление предпринимателей отнюдь неудивительно. Часть СПДшников отказывается применять кассовые аппараты, потому что им придется выйти из "тени": декларировать реальные доходы и платить реальные налоги, отказаться от участия в схемах по обналичиванию, торговать мимо "кассы".
Но многие бизнесмены обосновывают свое негодование тем, что власти пытаются усилить фискальное давление, дать проверяющим новые поводы для коррупции и позволить некоторым лицам обогатиться за счет предпринимателей.
Тем не менее, Кабмин неумолим - об отсрочке внедрения РРО правительство даже слышать не хочет.
Сулят миллиарды
Ошибочно полагать, что бизнес повально протестует против внедрения кассовых аппаратов. Многие предприниматели понимают, что им необходимы РРО, как инструмент контроля объемов выручки, а заодно - и нерадивых сотрудников, стремящихся нажиться на своих работодателях. Но бизнес смущает принуждение к использованию РРО и сумбур.
В частности, не совсем понятно, где бизнес будет искать деньги на покупку оборудования. Так, глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина заявила, что предприниматели 3 группы потратят на внедрение РРО около 4 млрд грн, а 2 группы - почти 37 млрд грн. Разумеется, эти суммы осядут в карманах частных компаний. А государство на сегодня не имеет действенных рычагов для того, чтобы вернуть хотя бы часть упомянутых потерь.
В Польше, к примеру, на этапе внедрения кассовых аппаратов, изрядная часть финансирования на эти цели выделялась из бюджета. На что способна трещащая по швам госказна в Украине - вопрос риторический.
Но Минфин пытается изыскать обходные пути. "Компании (производители кассовых аппаратов, - РБК-Украина) пошли навстречу, и готовы предоставлять товарную рассрочку на 3-4 месяца. То есть, за покупку РРО можно будет платить частями", - сказала замминистра финансов Елена Макеева.
Смущают затраты и на содержание кассовых аппаратов. Ежемесячная сумма на услуги эквайринга и плату за т.н. сервисное сопровождение составит около 150-200 грн. По разным оценкам, армия предпринимателей, которым придется установить РРО, будет ежемесячно тратить на эквайринг около 120 млн грн. Но у ГФС не возникает любопытства, кто получит эти деньги.
По праву ли?
Еще одна сложность - несовершенство администрирования. Сбой на сервере ГФС? Поломка кассового аппарата? Проблемы с интернет-каналом у провайдера? Увы, все это не будет волновать налоговиков и ляжет на плечи предпринимателей. Да и сами фискалы, похоже, тоже не очень рады тем проверкам, которые им предстоят.
"Госбюджет понесет значительные потери от администрирования ввода в эксплуатацию РРО субъектами малого бизнеса на сумму более чем 53 млн грн", - считает Ксения Ляпина.
Но бизнес в любом случае оказывается в самом невыгодном положении, поскольку рост числа проверок неизбежен. Даже, невзирая на то, что для предпринимателей, установивших РРО до 1 июля 2015 года, предусмотрен мораторий на ревизии. Проверять смогут по совершенно иным поводам: уплата единого налога, единого соцвзноса, НДС, а заодно - и на предмет использования РРО.
К тому же, в ГФС признают, что до сих пор не знают точного числа предпринимателей, которые будут использовать кассовые аппараты. По предварительным оценкам ГФС, предпринимателям-"единщикам" 3 группы придется установить около 55 тыс. РРО (ранее, кстати, звучала цифра в 97 тыс. РРО). На 2 группе единого налога зарегистрировано и вовсе почти 500 тыс. человек.
Поэтому контролировать будут всех поголовно. И уже потом разбираться, правомерно начислен штраф или нет. Как это соотносится с облегчением ведения бизнеса и создания конкурентной среды для его развития в Украине? Это еще один вопрос к ГФС и Кабмину, на который пока нет ответа.
"В нашу ассоциацию обратились представители более 100 предприятий, обеспечивающих рабочие места 240 тыс. граждан Украины, с просьбой о помощи в разрешении ситуации вокруг РРО. И мы подчеркиваем необходимость моратория на их применение плательщиками единого налога второй и третьей групп", - заявил президент Всеукраинской общественной организации "Ассоциация налогоплательщиков Украины" Григол Катамадзе.
С миру по копейке
Впрочем, среди депутатов есть и те, кто находится на стороне бизнеса. Несколько месяцев назад в парламенте были зарегистрированы два законопроекта - №1718 и №1088, которые призваны избавить бизнес от обязательного использования РРО. Но профильный комитет Рады не торопится согласовывать данные инициативы. В кулуарах говорят, что очень сильное давление исходит именно со стороны Кабмина. И, если прислушаться к риторике Минфина и ГФС, сомнений в их точке зрения нет.
"Кассовые аппараты призваны контролировать не бизнес, а экономику. К тому же, у нас есть большая проблема, которая обязывает ввести кассовые аппараты - это контрабанда", - сказал глава ГФС Роман Насиров.
Предприниматели не уверены, что РРО позволит убить контрабанду. Напротив, есть немалый риск, что вся эта затея спровоцирует рост теневого оборота малого бизнеса. Почему?
Ответ очевиден. Кассовые аппараты при действующей системе налогообложения - это отличный повод для коррупции со стороны сотрудников фискальной службы, которые будут готовы закрывать глаза на то, что торговая точка работает без чеков и кассы. Или искать несуществующие нарушения, чтобы вытрясти из предпринимателя пару гривен.
Да и чиновники не особо торопятся снижать штрафы, которые грозят бизнесу за некорректное применение РРО или работу без него. Хотя еще месяц назад предпринимателям обещали, что механизм применения санкций пересмотрят. И это необходимо делать, особенно на переходный период, когда проблемы с использованием кассовых аппаратов будут массовыми.
Начали с малого
На шумиху вокруг РРО нельзя смотреть в отрыве от тех трансформаций, которые претерпевает налоговая система в Украине, и изменений, которые предстоят. Малый бизнес медленно, но верно приучают работать на общих основаниях. Раньше отказ от специальных налоговых режимов для предпринимателей был слухом, а сегодня эта идея уже звучит из уст власть имущих.
"Группы упрощенной системы налогообложения не совсем соответствуют действительности. Например, много предпринимателей в 3 группе говорят, что попали в нее с 20 млн грн оборота. Но это несправедливо, потому что у одних может быть 1 млн оборота, а у другого - 500 тыс. грн. И условия работы для всех должны быть индивидуальны. Поэтому нужно пересматривать эти группы, чтобы восстановить справедливость", - сказала Елена Макеева.
Замысел Минфина прост: все, кто имеют годовой оборот от 500 тыс. грн и более, будут платить налоги на общих основаниях. Самые же мелкие предприниматели будут приобретать годовой патент и работать без кассовых аппаратов и отчетности.
При этом, в Минфине ссылаются на европейский опыт. Но, например, в Германии критерии разграничения налогоплательщиков гораздо шире. Например, микропредприятием считается бизнес с годовым оборотом до 2 млн евро, а малым - до 10 млн евро. Какими будут окончательные подсчеты Минфина, ГФС и иже с ними? Пока что загадка.
К тому же, в Германии для поддержки малого и среднего бизнеса существуют около 1000 различных программ. Как поддерживают предпринимателей в Украине?
Пока очевидно, что если власти замахнутся на всю упрощенку, не дав бизнесу ничего взамен, скандал будет куда более громким и ощутимо болезненным. Прежде всего, для госбюджета, о наполнении которого так печется Кабмин Арсения Яценюка.