Изменения в процедурах уплаты некоторых налогов
1. Подписан Закон, временно освобождающий физлиц от налога на недвижимость. Так, Законом №403-VII о внесении изменений в ст. 265 НК предусмотрено, что для всех физлиц в 2013 г. налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начисляться и уплачиваться не будет.
Кроме того, Законом пересмотрен размер жилой площади, на который будут предоставляться льготы. Ставки налога для физлиц устанавливаются в следующих размерах:
- не больше 1 % - для квартиры/квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. метров, или жилого дома/домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. метров;
- 2,7 % - для квартиры/квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. метров, или жилого дома/домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. метров;
- 1 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых не превышает 740 кв. метров;
- 2,7 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых превышает 740 кв. метров.
С 12 февраля 2014 г. заработают новый Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений и Порядок предоставления информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Так, среди ожидаемых новелл следует отметить:
- проведение одновременной регистрации права собственности и вещных прав, производных от права собственности, на основании одного заявления о государственной регистрации прав, подать которое сможет как владелец, так и правополучатель (до сих пор представляются два разных заявления);
- проведение госрегистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество на замену утерянных, поврежденных или испорченных свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество или государственного акта на право собственности на землю, выданных компетентными органами до 1 января 2013 г. (в настоящее время указанная процедура значительно затруднена в связи с отсутствием надлежащего нормативного обоснования);
- упрощен порядок проведения госрегистрации прав на построенный или реконструированный объект недвижимого имущества, строительство которого осуществлялось с привлечением денежных средств от физических и юридических лиц (разграничен перечень документов, которые должен подавать застройщик и непосредственно инвестор);
- предоставление возможности, в случае отсутствия сведений в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, получать информацию из реестров, функционировавших до 1 января 2013 г. (до сих пор получить такую информацию было невозможно), и др.
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
Верховная Рада перенесла на 2015 год понижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 17 % и понизила ставку налога на прибыль на 2014 год с 19 до 18 % вместо ранее предусмотренных Налоговым кодексом 16 % (законопроект №3757 «О внесении изменений в Налоговый кодекс о ставках отдельных налогов и налоговых льгот»).
Закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно ставок отдельных налогов и налоговых льгот (законопроект №3757 от 16.12.2013 г.), среди прочего, предусматривает:
- повышение ставок акцизного налога на пиво на 35 %, на сидр и перри (без добавления спирта) на 50 %, на спирт и другие алкогольные напитки на 14 %, а также на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака и увеличение минимального акцизного обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия на 11,6 %;
- перенос на 2015 год предусмотренного действующей нормой НК снижения ставки налога на добавленную стоимость (до 17 %);
- постепенное (за 3 года) снижение ставки налога на прибыль предприятий с 19 до 16 % (в 2014 году в размере 18 %, в 2015 году - 17 %, с 2016 года - 16 %);
- продление действия освобождения от обложения НДС необработанных шкур и дубленой кожи без дальнейшей обработки, операций с металлоломом до 1 января 2015 г.;
- освобождение от обложения НДС операций с макулатурой.
С 1 января 2014 г. предприятия с положительной налоговой историей получат возможность проходить ускоренную процедуру возмещения налога на добавленную стоимость. Для них срок камеральной проверки, являющийся обязательным элементом процедуры возмещения НДС, будет сокращен с 20 до 5 дней.
Внедрение регистратора расчетных операций (РРО)
С 1 января 2014 г. начнут применяться штрафные санкции за непредставление в налоговые органы контрольно-отчетной информации РРО в электронной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства (эта норма должна была начать действовать на полгода ранее, но была отсрочена Законом №357-VII о внесении изменений в раздел II Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» об отсрочке наступления ответственности за непредоставление электронной отчетности). Так, Законом предусмотрено отстрочить до 1 января 2014 г. введение штрафов за подачу предпринимателями отчетности по кассовым аппаратам не в электронном виде.
Основанием для этого стал приказ Миндоходов от 1 октября 2013 г. №522 об исключении из Государственного реестра РРО моделей РРО, не обеспечивающих электронную передачу контрольно-отчетной информации в органы МДС. Это значит, что предприниматели должны использовать новые или переоснащать имеющиеся РРО (присоединив к ним модем) так, чтобы они могли передавать информацию в налоговые органы.
Как известно, все субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, обязаны применять регистраторы расчетных операций, которые должны быть включены в Государственный реестр.
Электронный кабинет налогоплательщика и электронная отчетность
С нового года заработает «Электронный кабинет налогоплательщика» - система, предоставляющая возможность подавать налоговую отчетность в режиме реального времени. Потенциальные возможности нового электронного сервиса веб-портала позволят просматривать данные о состоянии расчетов с бюджетом, формировать и заполнять платежные документы об уплате налогов и осуществлять уплату налогов.
В поддержку данной идеи с 1 ноября 2013 г. Аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) Министерства доходов начал формирование усиленных сертификатов ключей. Сертификаты будут выдаваться бесплатно и иметь срок действия до двух лет. Однако стоит заметить, что до этого бесплатные сервисы для подачи отчетности работали неидеально, прежде всего из-за нестабильности серверов Миндоходов.
Так, на втором этапе (в 2014 г.) реализации Концепции создания сервиса «Электронный кабинет налогоплательщика» (распоряжение Кабмина от 05.12.2012 г. №1007-р) с использованием электронного сервиса (компонент «Информационный блок») будет обеспечен доступ налогоплательщика к его индивидуальному налоговому календарю с целью информирования о сроках:
- предоставления налоговой отчетности;
- уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);
- предоставления сведений, сформированных на основании налоговой отчетности;
- предоставления информации о перечне и объеме налоговых льгот;
- предоставления документов, выданных органами ГНС (справок, торговых патентов, свидетельств, удостоверений и т. д.);
- предоставления уведомлений о налогообложении, в частности разногласий в реестрах выданных и полученных налоговых накладных с данными контрагентов, и допущенных ошибок в налоговой отчетности с целью их самостоятельного исправления (без наложения штрафных санкций).
Таким образом, формировать налоговую отчетность теперь можно в электронном кабинете, причем с любого компьютера, подключенного к сети Интернет, а также при наличии электронного ключа. Для удобства налоговая отчетность будет подаваться одним пакетом, то есть декларация со всеми приложениями. На каждый принятый пакет документов будет направляться одна квитанция о приеме декларации.
Подача отчетности о трудоустройстве незащищенных слоев населения
С 1 января 2013 г. вступил в силу Закон «О занятости населения», устанавливающий квоту 5 % по трудоустройству социально незащищенных слоев населения для предприятий со штатной численностью 20 и более человек. При этом в соответствии с положениями документа работодатели должны самостоятельно контролировать выполнение данной нормы и представлять в территориальные органы Миндоходов отчет о принятии необходимого количества работников установленных категорий (молодежь без опыта работы, дети-сироты, бывшие заключенные, родители детей-инвалидов, лица предпенсионного возраста и др.). Первый отчет работодатели будут подавать за 2013 год, предельный срок подачи - 1 февраля 2014 года. Штраф за безосновательный отказ в трудоустройстве незащищенных слоев населения составляет 2 минимальных заработных платы на момент выявления нарушения.
До 1 сентября 2014 г. предпринимателям предоставляется переходной период для адаптации к нормам Закона о трансфертном ценообразовании, вступившего в силу 1 сентября 2013 г., то есть если в ходе проверки будут обнаружены нарушения, сумма начисленного штрафа составит 1 гривну. Кроме того, отсрочка не касается ответственности за непредоставление отчетности (штраф - 5 % от суммы операции) и необходимой документации (100 минимальных зарплат) по контролируемым операциям.
Вступление в силу Закона о совместном инвестировании
С 1 января 2014 г. вступает в силу Закон от 05.07.2012 г. №5080-VI «Об институтах совместного инвестирования», действие которого в соответствии с документом направлено на обеспечение привлечения и эффективного размещения финансовых ресурсов инвесторов и определяет правовые и организационные основы создания, деятельности, прекращения субъектов совместного инвестирования, особенности управления активами указанных субъектов, устанавливает требования к составу, структуре и хранению таких активов, особенности эмиссии, обращения, учета и выкупа ценных бумаг институтов совместного инвестирования, а также порядок раскрытия информации об их деятельности.
Документ, в частности, разрешает создание ИСИ специализированного или квалификационного вида в дополнение к существующим диверсифицированным и недиверсифицированным. К специализированным ИСИ Закон относит шесть классов инвестиционных фондов: денежного рынка, государственных ценных бумаг, облигаций, акций, индексные и банковских металлов.
Законом также отнесены к квалификационным следующие классы активов: объединенный класс ценных бумаг; класс недвижимости; класс рентных активов; класс кредитных активов; класс биржевых товарных активов; другие классы активов, которые Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) может вводить и относить к квалификационным. При этом физлицо может быть участником квалификационного ИСИ только при условии вложения в него не менее 100 минимальных месячных зарплат, установленных законом на 1 января 2014 г., когда Закон вступит в силу. Компании по управлению активами открытых и интервальных паевых и корпоративных инвестфондов имеют право изменить вид ИСИ с диверсифицированного на специализированный в течение года со дня вступления Закона в силу.
Документ содержит ряд других норм и положений. В частности, он снимает недавно введенный запрет на инвестирование ИСИ в акции банков, заменив его на норму о том, что ИСИ не могут быть учредителями и владельцами существенного участия в банке (более 10 %). Причем эта норма вступит в силу на следующий день после публикации Закона. Помимо того, документ вводит новый вид акций - акции корпоративного инвестфонда и выводит эти ИСИ из действия Закона об АО, что должно разрешить ряд сегодняшних проблем в их работе. Компаниям по управлению активами, ИСИ и хранителям предоставляется период 2014 года на приведение своей деятельности в соответствие с новым Законом.