Законопроект, который недавно депутаты «завернули» правительству на доработку, снова возвращается на рассмотрение парламента. Об этом сообщил первый заместитель председателя Государственной фискальной службы Владимир Хоменко.
По его словам, приоритетными направлениями работы ведомства станут борьба с теневой экономикой, отмыванием средств, полученных преступным путем, коррупцией, а также контроль за расходами чиновников. Похоже, что и вопросы люстрации могут попасть в сферу компетенции данного органа, а это открывает широчайшее поле для сведения счетов с многими неугодными.
Спектр направлений контроля таков, что может шокировать даже человека, слабо искушенного в особенностях государственного контроля за бизнесом и финансовыми потоками.
Представители бизнеса пытались повлиять на подготовку законопроекта, но признают, что документ претерпел лишь косметические изменения, которые не меняют его сути.
«Чтобы с нами не спорить, нас просто отодвинули от процесса разработки «новой» редакции документа. Он практически не изменился, а СФР так и оставили функции контроля на всем, «что движется». Правительство уверяет всех, что новую версию документа согласовали с представителями бизнеса — это не так. У нас остался лишь один вариант избежать формирования этого надзорного «монстра» — работать с депутатами и комитетами, когда документ передадут им», — рассказал один из участников рабочей группы.
По его словам, осталось лишь два варианта: либо идею о создании Службы финансовых расследований «заболтают» и забудут, либо законопроект так и будет ходить туда-сюда между правительством и Радой.
Правительство выбрало для создания СФР достаточно удобную идейную обертку — ликвидация налоговой милиции, которую многие годы позиционируют как «ночной кошмар бизнеса». Кто же будет против?
Но мало кто задумывается, что в сравнении с полномочиями СФР, налоговая милиция покажется «детским садиком». СФР, это будет та же налоговая милиция, но «усиленная» возможностями Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел, Государственной финансовой инспекции.
Много внимания вопросу создания нового карательно-силового ведомства уделил Андрей Портнов, опытный юрист-хозяйственник, а впоследствии «адвокат Тимошенко», перебравшийся позже на работу в администрацию Виктора Януковича. Даже этого человека удивляет широта карательных возможностей Службы финансовых расследований.
«Задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, оставшихся без попечения, несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», — акцентирует юрист.
Становится очевидно, что закон готовился и проталкивался чиновниками впопыхах, раз уж не «вычистили» из документа такие очевидные огрехи.
Портнов отмечает, что в арсенал СФР вернется все, от чего Украина многие годы очищала под пристальным присмотром Евросоюза свою правоохранительную, силовую и надзорную системы. Даже функция «общего надзора» прокуратуры, которую еще недавно остро критиковали в Европе, может возродиться уже эксклюзивно для СФР.
Авторы идеи «забыли» классическую систему «сдержек и противовесов»: когда надзорно-карательная функция концентрируется в одном ведомстве, оно становится никому неподотчетным, а неограниченные полномочия превращают любую структуру в неконтролируемого силового монстра.
Предлагаем читателям познакомиться с новой структурой и ее полномочиями согласно информации из "Концепции создания службы финансовых расследований".