Еще одна запланированная властью реформа отклонилась от графика. 13 апреля истек поставленный президентом дедлайн, к которому ответственные за направление чиновники – глава МВД Виталий Захарченко и министр юстиции Александр Лавринович – под началом Администрации президента должны были разработать концепцию реформы МВД. Это одно из обязательств, взятых Украиной перед Советом Европы.
Но концепции нет, точнее, она не была официально презентована. За несколько недель до дедлайна Захарченко и Лавринович на трехсторонней встрече с президентом договорились отложить начало реформы на два года. Это подтвердили два источника, знакомых с процессом подготовки реформы – в правительстве и МВД, – и зам секретаря Совета национальной безопасности и обороны Владимир Сивкович, ведомство которого также занималось этим вопросом. Что помешало власти запустить давно анонсированный процесс?
Острые углы
Завершить реформу МВД власть планировала к 2015 году. Предполагалось, что к этому времени милиция уже будет полностью реорганизована. Согласно рабочей версии концепции реформы, министерство планировали сделать гражданским ведомством, по образцу европейских стран. Борьбу с преступностью хотели отдать полиции, а расследование экономических преступлений – поручить новому подразделению, куда бы вошла и налоговая милиция. Плановый запуск реформы – 2013 год. Но уложиться в срок чиновники не смогли.
Во-первых, реформа предполагала массовые сокращения в системе МВД. Сколько именно планировали уволить, в АП не уточняли, но речь шла о тысячах сотрудников. А сейчас – не лучшее время для сокращений силовиков. «Для реорганизации милиции ситуация в стране должна быть более спокойной. Сегодня не работает парламент, постоянно проходят митинги оппозиции», – объясняет Оксана Маркеева, заведующая отделом стратегии реформирования сектора безопасности Нацинститута стратегических исследований.
Еще один нюанс – Партия регионов уже начала неформальную предвыборную президентскую кампанию и рассматривает вариант проведения внеочередных парламентских выборов. А любая кампания – плохой момент для массовых сокращений силовиков, традиционно устойчивого электората власти.
Максимальная жертва, на которую сейчас готова пойти власть – сокращение 7000 сотрудников МВД. С этим предложением в январе нынешнего года выступил Кабмин, зарегистрировав в Раде соответствующий законопроект. Пока документ не принят.
Во-вторых, президент до сих пор не озвучил свою позицию относительно создания финансовой полиции, которой планировали отдать все полномочия по борьбе с экономическими преступлениями. В результате зависла реорганизация Главного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) в МВД. Изначально планировалось, что у УБОП заберут функции по расследованию экономических преступлений и передадут финансовой полиции.
В-третьих, силовые ведомства не смогли поделить, кто будет бороться с незаконным оборотом наркотиков. Сейчас эти полномочия есть и у МВД, и у Службы безопасности Украины. Но, согласно предварительной концепции реформы, бороться с наркотиками должна была Госслужба по контролю за наркотиками.
Отложили до спокойных времен
На вопрос о том, какие вопросы чиновникам уже удалось утрясти, замглавы СНБО Сивкович отвечает кратко: «В сферу координации МВД пока передали миграционную и пограничные службы. Обсуждается вопрос о полномочиях по борьбе с наркотиками».
В МВД обсуждать вопрос об отсрочке реформы отказались, ответив только, что, по информации ведомства, проект концепции реформы сейчас обсуждается в Координационном центре по внедрению экономических реформ при президенте Украины. В пресс-службе Александра Лавриновича также заявили, что все вопросы по реформе нужно задавать АП, но там комментировать эту тему отказались.
На условиях анонимности источник, близкий к руководству Кабмина и знакомый с ходом реформы, сообщил, что к реорганизации МВД планируют вернуться уже после президентских выборов. К этому времени должен быть подготовлен новый законопроект о полиции. Основная идея документа – разделение полномочий Министерства внутренних дел, где будут работать только чиновники, ответственные за политику ведомства, и полиции, куда передадут функции по борьбе с преступностью.