• Посилання скопійовано

Асоціація з ЄС для сільського господарства: чи чекають нас на Європейському ринку?

Зараз з'явилася надія на те, що взяті Україною зобов'язання перед ЄС стануть стимулом проведення необхідної аграрної політики. Однак якими можуть бути наслідки співпраці з ЄС і як досягти в ньому гармонії?

Асоціація з ЄС для сільського господарства: чи чекають нас на Європейському ринку?

Сельскохозяйственная отрасль всегда была надеждой нашей страны на получения пальмы первенства как в регионе, так и во всем мире, при том что возможностей для этого по сути больше, нежели препятствий. Однако отсутствие заинтересованности в этом вопросе стало решающим: все, что могло развиваться без влияния государства и соответственной политики, так и делало, однако тот уровень, которого наша страна могла достичь за 23 года независимости, стал лишь мечтой и беспрерывным сетованием на потерянные возможности.

Сейчас появилась надежда на то, что взятые Украиной обязательства перед ЕС станут стимулом проведения необходимой аграрной политики. Однако всегда остается вероятность, что в эти благородные начинания вмешаются бездарные политики, некомпетентные реформаторы, наши соседи, которые готовы, во что бы это им не стало, затормозить процесс движения Украины в сторону ЕС. С одной стороны, Ассоциация дает нам надежду на то, что, выполнив свои обязательства, мы получим хороший результат и нам всячески помогут его укрепить. С другой – было бы желание, даже без льгот и других возможностей, предоставляемых Европой, Украине необходимо реформировать сельскохозяйственную отрасль, так как это необходимо в первую очередь нам самим.  

Многосторонние последствия Ассоциации

Эксперты Института экономических исследований и политических консультаций спрогнозировали возможные последствия сотрудничества ЕС и разных представителей аграрного сектора, среди которых государственный сектор и представители бизнеса, а также домохозяйств. Ожидаемо, что в подавляющем большинстве – это положительные моменты.

Государство получит возможность модернизировать аграрную политику в соответствии с требованиями законодательства ЕС и улучшить планирование, разработку и внедрение политики и механизмов поддержки на разных уровнях, а также провести интеграцию сельскохозяйственной политики и политики развития аграрных регионов. В то же время, развитие стандартов и инфраструктуры аграрного рынка потребует дополнительного финансирования с государственного бюджета.

Аграрные компания должны получить более широкие возможности для сотрудничества и обмена знаниями, опытом и технологиями (особенно в сфере органического земледелия и биотехнологий) с соответственными компаниями и профильными агентствами ЕС. Также адаптация стандартов агарной политики и инфраструктуры аграрных рынков позволит облегчить доступ продукции украинских аграрных копаний на рынок ЕС.

Домохозяйства получат возможность потреблять продукцию более высокого качества, в частности в связи с повышением экологических стандартов ее производства. Также развитие сельского хозяйства может положительно повлиять на рост занятости и благосостояния местных общин в аграрных регионах страны. 

Если перевести последствия для отрасли в целом на язык цифр, то, по мнению экспертов Института, в долгосрочной перспективе в случае сценария, когда ЕС оставляет лишь свои торговые преференции для Украины и, как того требует РФ, откладывает полноценное введение ЗСТ, сельское хозяйство увеличит свое производство на 9,2%. В случае полноценного введения ЗСТ с ЕС и не потери аналогичного режима торговли с Россией отрасль поднимет производство на 42,8%, если же наша восточная соседка откажется от ЗСТ с нашей страной, рост будет еще выше – 43,7%. Ключевой момент заключается в том, что сотрудничество с ЕС в сельскохозяйственной отрасли именно в долгосрочной перспективе даст ей беспрецедентный толчок к росту.

Как выйти на рынки ЕС: стандарты и барьеры

Рост производства и положительные последствия для отрасли в целом говорят о том, что нам будет что сбывать. Вопрос в том, что Украине необходимо как можно быстрее начать изготовлять ту продукцию и такого качества, в которой будут заинтересованы потребители, в том числе в ЕС. Тут можно вспомнить о неких стандартах. Однако нужно рассмотреть их в правильном ключе: "В ЕС нету конкретных стандартов, каким должен быть йогурт или его упаковка. Но есть стандарты, связанные с технологией производства, с наличием или отсутствием тех или иных веществ", – говорит глава правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.

Что могут дать в таком случае украинские сельскохозяйственные предприятия? "Относительно зерновых, то здесь вообще нету проблем. Украина на сегодня входит в десятку мировых экспортеров зерна. Наша ситуация на зерновом рынке влияет на цены на международных биржах – на Лондонской, на Чикагской товарных биржах. Когда речь идет о продуктах питания, то значительная часть украинских предприятий уже готова работать по европейским стандартам. Это возможно за счет того, что наши крупные предприятия приобретали иностранное оборудование, завозили племенной скот, если говорить о мясе", – продолжает эксперт.

"Вопросы возникают по отдельным секторам. Очевидно то, что украинским фермерам или тем же бабушкам, которые производят незначительные объемы молока, очень сложно конкурировать на рынке ЕС. Но это проблема скорее молочных компаний. Когда они приобретают продукцию у малых фермеров, они смешивают разносортное молоко, с которого невозможно производить то, что можно поставлять на рынки ЕС. Касательно остальных вещей и базовых стандартов, то в целом я не вижу здесь большой проблемы, однако она есть в другом. Мы должны, и европейцы от нас этого требуют, убедить их в том, что наша система выдачи сертификата качества такова, что ей можно доверять. Что сертификат – это не $50, сунутых в карман фартука, а действительно результат соответственной проверки", – констатирует г-н Бураковский.

В целом эксперт настроен положительно относительно отрасли сельского хозяйства. Он считает, что наши проблемы не критичны, много предприятий их уже преодолели, но для того, чтоб это было решено раз и навсегда, необходимы деньги для изменений в законодательстве и техническое обеспечение – современные лаборатории, технологии, обучение специалистов, и, конечно, верификация производства в направлении того, что необходимо рынку ЕС.

Джерело: UBR

Рубрика: Держрегулювання/Інше

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інше»