Огромные очереди в приемных госучреждений и сложные процедуры получения разного рода документации создают почву для коррупции и приводят к тому, что миллиарды гривен не поступают в бюджет и остаются в тени.
Украинцы готовы платить дополнительно, лишь бы в процессе оформления различных документов не взаимодействовать с бюрократической машиной. Такое мнение высказала Styler юрист и директор адвокатского бюро Любовь Хахина.
"Вместо того, чтобы блуждать по инстанциям и ожидать в очередях, большинство людей, скорее, предпочтут заплатить "компетентному" человеку, который согласится взять на себя все заботы по быстрому оформлению того или иного документа. В связи с этим, коррупция в данной сфере достигает десятков миллиардов гривен в год. Система, как никогда, нуждается в перезагрузке и реформировании", - говорит юрист.
Необходимость создания "единого офиса", где в одном здании можно получить если не все, то хотя бы большинство админуслуг, назрела давно.
Так были созданы первые центры предоставления административных услуг (ЦНАП), работающие при горсоветах городов областного значения. В ЦНАПах под одной крышей можно оперативно получить ряд админуслуг или документов. Однако, в их работе, к сожалению, существует ряд недочетов, связанных, в первую очередь, с низкой оплатой труда сотрудников центра, а вследствие – возможными коррупционными рисками и схемами.
<...>
Без очередей и взяток: новое здание в Киеве на Печерске
Грузинский опыт наиболее близок Украине. Именно на него опирались при создании в Киеве документ-сервиса "ГОТОВО!" - современного учреждения по предоставлению государственных админуслуг, где используются новейшие технологии, стандарты и законодательные принципы.
"Мы анализировали опыт разных стран, смотрели, как это устроено в Польше и Прибалтике, но больше всего нам понравился опыт Грузии. Однако, это ни в коем случае не будет слепым копированием. Мы создали рабочую группу и пригласили в команду основателя грузинских Домов Юстиции - Георги Вашадзе, а также экспертов, инициативных партнеров и спонсоров. Вместе мы разработали собственную концепцию, состоящую из пяти элементов: новое пространство, новые кадры, новое законодательство, новые технологии и стандарты", - рассказывает Лев Парцхаладзе, первый замглавы Киевской ОГА, который весной этого года анонсировал строительство центра.
По его словам, к созданию такого центра сподвигла масштабная коррупция в сфере получения административных услуг. Схемы получения взяток намерены ликвидировать, предоставив обществу современный центр, где взяточничество будет невозможным даже технически.
"Инновационный документ-сервис "ГОТОВО!" уже работает в тестовом режиме. Он находится на площади Леси Украинки, 1 в Киеве. "В "ГОТОВО!" нет отдельных кабинетов, а стены - из стекла. Это задумано для ощущения открытости и уверенности людей в том, что они пришли не к начальнику, а к сотрудникам, которые им рады", - рассказал Лев Парцхаладзе.
Стандарты по помещению, технологиям, набору и работе персонала разработаны, поэтому создание таких центров в регионах Украины – вопрос времени, желания и инициативы местных властей.
"Такие центры будут обеспечивать себя сами, существуя за счет оплаты той или иной услуги. Под оплатой здесь подразумевается официально утвержденная госпошлина и административный сбор. Клиент выбирает сроки, в течение которых хочет получить какой-либо документ или справку, – и от этого будет зависеть стоимость услуг. Например, если человек хочет зарегистрировать имущество в течение 5 дней, то он платит 140 гривен, если за 2 рабочих дня – оплата будет составлять 1380 гривен, а если за 2 часа – 6890 гривен. Таким образом, необходимость давать кому-либо взятку за ускорение процесса отпадает. Автоматически 40% этих средств будут направляться в бюджет страны, а 60% - пойдут на содержание и развитие центра, а также выплату зарплат персоналу", - объясняет Лев Парцхаладзе.
Это стало возможным благодаря ряду важных изменений в сфере регистрации, проведенным Министерством юстиции на законодательном уровне. Следствием таких изменений стала передача функций в сфере госрегистраций ЦНАПам, нотариусам и аккредитированным субъектам, которым, к слову, и является новый документ-сервис "ГОТОВО!". Он стал центральным аккредитированным субъектом по Киеву и Киевской области.
Теперь среди этих субъектов предоставления регистрационных услуг будет появляться здоровая конкуренция, которая и определит лучших по качеству.
Документ-сервис предоставляет более 130 услуг по 5 направлениям: регистрация имущества, регистрация бизнеса, выдача загранпаспортов, земельные услуги и услуги в сфере архитектуры и строительства. В дальнейшем их спектр будет расширяться.
В период тестового режима, в котором сейчас находится центр, посетители уже могут оформлять и получать документы. Сейчас "ГОТОВО!" работает с 9 до 8 вечера по будням и с 10 до 6 вечера в субботу и воскресенье без перерыва. После официального открытия планируется, что время работы увеличится на час – центр будет работать с 8:30 до 21:30 в будние дни, чтобы те посетители, которые не могут отлучиться с работы, могли подойти по своим вопросам в любое удобное время до или после работы.
"Мы отличаемся от ЦНАПов, прежде всего, оперативностью и качеством услуг. Оформление документов в "ГОТОВО!" происходит практически в 10 раз быстрее, чем в ЦНАПах. Многие услуги в документ-сервисе можно получить всего за полчаса. Это то, что давно уже действует за рубежом – в той же Грузии, в Европе, странах Прибалтики, и то, чего никогда не было в Украине. Зарплата сотрудников в ЦНАПах сегодня составляет около 2 тыс. грн, в "ГОТОВО!" в среднем это 7 тыс. грн. За счет самообеспечения центр может устанавливать рыночные зп и развиваться. В ЦНАПах такого никогда не будет", - объясняет Лев Парцхаладзе.
В свою очередь директор КП "Готово" Катерина Шульгина отмечает, что оперативность в предоставлении админуслуг в документ-сервисе достигнута благодаря налаженной системе обмена данными между фронт- и бэк-офисом.
"Специально для "ГОТОВО!" было разработано уникальное программное обеспечение, интегрированное под работников фронт- и бэк-офиса, а также под клиента. Оно адаптировано под основные базы и реестры и учитывает специфику каждого отдельного вида административных услуг. Документы, которые подает клиент на фронт-офисе, в единой системе мгновенно передаются на бэк, где дальше принимаются решения", - рассказывает Катерина.
С помощью нового программного продукта любой клиент может записаться на приём и даже подать документы на оформление услуг в онлайне через личный кабинет на сайте. Кроме того, он может отслеживать свои документы в режиме реального времени.
Особенностью документ-сервиса также является то, что все необходимые заявки на получение тех или иных услуг заполняет квалифицированный сотрудник фронт-офиса, а не сам клиент. Таким образом, удается избежать ошибок, которые обычно делаются при оформлении.
На строительство здания документ-сервиса Киевский облсовет прошлого созыва выделил из областного бюджета 22 млн гривен. Из них 16 млн 400 тыс. грн были задействованы под строительство, остальные средства – на обустройство центра, закупку оборудования, мебели.
"Компания "ТММ-Окна", которая выиграла тендер на строительство здания, построила центр всего за 4 месяца практически по себестоимости. На всех этапах реализации проекта нам очень помогали наши партнеры и спонсоры: начиная от строительных материалов и заканчивая запуском колл-центра или терминалами для осуществления банковских операций", - рассказывает Парцхаладзе.
В надежде на таможенную реформу: электронная отметка вместо штампа на бумаге
В этом году украинское правительство внедрило "единое окно" и на таможне. Такое решение должно избавить бизнес от бумажной волокиты при пересечении границы. Электронный сервис обмена данными заработал с 1 августа. Это позволит службам контроля и таможенным пунктам автоматически обмениваться информацией о грузе, который ввозят в страну или вывозят из нее.
По заверению Министерства финансов Украины, такая система позволит осуществлять все виды контроля - таможенный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный, экологический, радиологический и другие.
Специальный уполномоченный по вопросам защиты границы и таможни Роберт Керликовский отмечает, что соглашение касательного этого заложит нормативно-правовую базу, необходимую для обмена технической информацией. Также этопоможет бороться с контрабандой и другим нарушениям на таможне.
С созданием "единого окна" таможенные процедуры должны упроститься, а время их сократиться, отмечают в Министерстве. Это поможет, к тому же, минимизировать присутствие человеческого фактора при принятии решений сотрудниками таможни и контролирующих органов, уменьшив, таким образом, коррупцию.