1. Деньги будут выводить через роялти.
Законопроект касается экспорта услуг и прав интеллектуальной собственности. Подчеркиваю — экспорта. То есть притока валюты в страну, а не наоборот. Платежи будут заходить в Украину, и о выводе денег через роялти тут речь не идет и идти не может.
Через роялти деньги выводятся при импорте прав интеллектуальной собственности, и такой вывод контролируется с помощью справки ДЗИ при оплате импорта услуг, работ и прав интеллектуальной собственности. Законопроект 4496 к этому отношения не имеет.
2. Освобождение от валютного контроля опасно!
В законопроекте 4496 речь об освобождении от обязательной продажи не идет. Он подразумевает только освобождение от контроля соблюдения сроков заведения выручки в страну. Сейчас по закону выручку нужно завести в течение 90 дней после даты поставки.
Для экспорта товаров такую поставку проконтролировать относительно несложно, просто по факту пересечения границы.
Но для экспорта услуг, физическое предоставление которых проконтролировать просто невозможно (ведь у них нет материальной формы), контроль сроков заведения выручки основан на дате, проставленной в Акте выполненных работ. Такой акт — анахронизм, которого давно нет в других странах.
В результате предприниматель-экспортер, который хочет легально завести выручку в Украину, вынужден просить у клиента подписать дополнительный документ, теряя конкурентное преимущество по сравнению с экспортерами из других стран. Когда речь идет об экспорте услуг через публичные оферты (например, предложение на иностранном сайте) либо о массовой электронной продаже интеллектуальных прав (например, фотографии, иллюстрации либо программы для Apple Store), задача собрать акты выполненных работ от всех, кто купил картинку или игру для телефона, становится практически невыполнимой.
При этом своих функций такой контроль не выполняет — об операции регулирующим органам становится известно только после заведения выручки в страну, и никакой институциональной возможности проконтролировать тех, кто продает услуги, но не заводит выручку, не существует. То есть, контроль происходит фактически не за соблюдением срока, а исключительно за наличием бумажного подтверждающего документа, что для мелкого бизнеса в мире современных технологий становится реальной проблемой.
Итого, законопроект призван сделать более доступным легальное заведение выручки для экспортеров.
3. Почему нельзя сделать такое для всех сразу?
Такое освобождение для всех — это одна из стадий либерализации текущего счета платежного баланса, к которой следует стремиться. Однако отказ от требования заведения выручки в течение определенного срока сопряжен с некоторыми валютными рисками, и НБУ неохотно идет на такие шаги, особенно в свете недавнего запуска политики инфляционного таргетирования. Срок заведения выручки по товарам от даты поставки проконтролировать возможно, и этот контроль — один из инструментов Нацбанка по управлению курсом. О его эффективности, безусловно, можно спорить. Но это потребует времени на просчет рисков, достижение взаимопонимания, разработку нормативных документов.
При этом для экспорта услуг такой контроль можно снять быстро и безболезненно (см. предыдущие пункты), не дожидаясь остальных шагов от НБУ. Это уже сейчас ускорит рост в отрасли, повышение доходов населения, создание рабочих мест — и вместе с тем не будет нести в себе курсовых рисков.