Правительство всерьез взялось за реформирование таможенной системы. За последний месяц принято ряд решений - от запуска “единого окна“ до формирования мобильных межведомственных бригад, так называемых “черных сотен“. Все это, по мнению Кабмина, существенно снизит коррупционные риски, ограничит возможности применения контрабандных схем и упростит жизнь бизнесу. Сами участники рынка не так оптимистичны. Как миф о реформе уже сейчас разбивается о реальность - в материале РБК-Украина.
Порядок и дисциплина
Не проходит и недели, чтобы премьер-министр Владимир Гройсман не вспоминал о необходимости изменений на таможне. То он лично мирит глав Закарпатской облгосадминистрации Геннадия Москаля и Одесской таможни Юлию Марушевскую с руководителем Государственной фискальной службы Романом Насировым, то изучает вопрос “налоговых белок“ и “серых“ схем при оформлении орехов, обещает модернизацию таможенной системы, борьбу с коррупцией и обновление кадров. Для правительства Гройсана, реформирование системы - один из приоритетов.
До конца 2016 года бизнес может рассчитывать на изменения в украинской таможне, что позволит вывести из тени “многомиллиардные денежные обороты“, обещает премьер. “Десятки миллиардов сегодня недоплачиваются украинской таможней в государственный бюджет. Это напрямую связано с макрофинансовой стабильностью нашего государства, с открытым публичным рынком, на который должны выходить "честные" товары, честно растаможенные“, - заявлял он в апреле.Также премьер-министр уточнял, что наведение финансового порядка и дисциплины в таможенной сфере помогут правительству справится с дефицитом Пенсионного фонда.
В плане приоритетных действий Кабмина на этот год таможенных вопросов не так и много. Большая часть уже формально принята. За последний месяц Кабмин утвердил ряд решений. Принят законопроект об уполномоченных экономических операторах, суть которого заключается в упрощенном режиме прохождения таможенного контроля и оформления товаров для “белого“ бизнеса.
Это европейский подход и таможня, еще будучи отдельной службой, уже много лет работала над наработкой законодательной базы. Кроме того, важно, чтобы страны ЕС в перспективе и у себя признавали наличие у компании такого статуса, предоставленного украинскими органами контроля. Стоит отметить, что окончательная точка в подготовке совместного с бизнесом законопроекта была поставлена при министре финансов Наталье Яресько. Поэтому себе в заслугу правительство Гройсмана этот пункт точно поставить не может.
Последнее слово - за парламентом. Законопроект только в начале июня был зарегистрирован в Верховной Раде. Но на быстрое его рассмотрение рассчитывать не стоит. Финансовые и экономические вопросы не в приоритете у депутатов. Например, более полугода в парламенте находятся законопроекты по дерегуляции, финансовой реструктуризации кредитов физических и юридических лиц.
Еще один законопроект из плана работы Кабмина - внедрение пост-аудита. Речь идет о перенесении части таможенных проверок с этапа контроля на пост-аудит в течение 3 лет. Это бы упростило процедуру таможенного оформления. В графике у Минфина и ГФС этот вопрос стоит на 3 квартал.
По словам советника министра финансов по таможенным вопросам Юрия Драганчука, работа будет начата в ближайшее время. Однако, когда окончательная версия законопроекта будет вынесена на рассмотрение правительства, пока прогнозировать сложно. Внедрение и полномасштабное применение пост-аудита также обсуждается не один год. Право такое у таможенных органов есть, но им не пользуются.
“Отделы в ГФС остались, но в них количество людей для точечных задач, - говорит директор компании "Ламарин" (занимается таможенным оформлением грузов, Одесса, - ред.) Александр Лазарев. - В процедурах дописывать-переписывать ничего не надо. У нас практически везде так: кодекс хороший написали, а “в головах дух старых двух““.
По данным главы комитета по вопросам таможенной стоимости и классификации товаров при общественном совете ГФС Галины Вдовиной, с декабря 2012 года после создания Миндоходов и сборов был ликвидирован за “ненадобностью“ таможенный пост-аудит. А соответствующий налоговый аудит на протяжении всех этих лет демонстрирует свою несостоятельность в этих вопросах. “Наличие действенного таможенного пост-аудита значительно облегчит самый проблемный момент оформления, а именно вопрос определения таможенной стоимости, - поясняет Вдовина. - Это даст возможность на границе пропускать товары по заявленной стоимости без давления на бизнес“.
Достижением и новацией в правительстве считают принятые на прошлой неделе решения о создании мобильных групп “для предупреждения и выявления нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела“ и фото-, видеофиксацию при таможенном оформлении товаров или досмотре.
“Черные сотни“
О том, что оперативные бригады будут работать в Украине Владимир Гройсман заявил еще в начале мая на Львовской таможне. Он сразу окрестил их “черными сотнями“, основная задача которых “пресекать любые проявления контрабанды“, также предотвращать любые попытки нарушения законодательства, как со стороны бизнеса, так и должностных лиц.
Месяц “утрясали“ организационные моменты. “Мы подготовили первые варианты (проекта постановления, - ред.) и пару недель назад всплыли первые нюансы. На чем они будут ехать? Как останавливать машины, которые уже едут на трассе? Где будет находится координационный центр, как будет функционировать связь и какие расходы? Ни у кого нет дополнительной строчки расходов, а надо и средства связи, командировочные, питание, проживание“, - рассказывает глава ГФС Роман Насиров.
В итоге с 1 августа в Украине заработает 20 мобильных групп. В каждой - по 4 человека: 2 от ГФС, по одному - от Пограничной службы и Патрульной полиции. Каждое ведомство будет содержать своего представителя. Минимальная зарплата сотрудника мобильной группы 30 тыс. гривен, старшего бригады - 40 тыс. гривен. Это в 10 раз больше, чем сейчас получает рядовой таможенник или налоговик.
Помимо этого, каждый шаг “черной сотни“ будет координироваться из Межведомственного целевого центра (МЦЦ) на базе ГФС. На основе анализа баз данных, аналитики, оперативной информации о возможных фактах нарушения таможенного законодательства, полученных из любых источников, МЦЦ будет давать задания мобильным бригадам. Руководитель центра с зарплатой в 50 тыс. гривен, назначается Кабмином по представления министра финансов, которому в результате и подотчетен.
“Я буду подавать несколько кандидатур на Кабмин. Мы хотим отобрать людей, которые будут более мотивированы для борьбы с коррупцией, и главное, отделить их от тех органов, которые занимаются растаможкой“, - говорит министр финансов Александр Данилюк. “Я с самого начала поднимал вопрос о повышенной зарплате, чтобы здесь были самые лучшие люди“, - добавляет Насиров.
Однако, каким будет критерий определения “самого лучшего“, что это будут за кандидатуры, каким образом их будут отбирать в постановлении речи не идет. Ни в ГФС, ни в Минфине также не могут четко рассказать о процедуре отбора. Зато в документе более чем конкретно выписаны полномочия.
Представители мобильной группы могут “беспрепятственно“ находится в зоне таможенного контроля и пунктах пропуска, а также создавать временные зоны контроля, инициировать протоколы о нарушении таможенных правил, проводить досмотр/передосмотр. “Это дополнительный инструмент контроля и ответственность сотрудников уже зафиксирована во всех нормативных актах их служб. Они будут действовать независимо, но скоординировано. Сами не смогут выезжать и проверять грузы и это принципиальная разница. Как только они заметят в системах правонарушения, они координируют группу и об этом не будут знать те органы, которых будут проверять“, - пояснил Данилюк. По словам Романа Насирова, если уж мобильная группа остановит транспортное средство на трассе, то это будет весомая причина. Например, груз выпустили, а не должны были.
Повод для скепсиса
Министр финансов заверяет: мера временная. Не покажет эффективность, решение отменят. Эксперты и бизнес иронизируют, заявленные новации, к сожалению, являются новостью только для самого правительства. Еще в 2005 году при правительстве Юлии Тимошенко были созданы межведомственные рабочие группы по борьбе с контрабандой, рассказывает руководящий партнер ЮК “Правозащита Украина“ (занимается урегулированием таможенных споров) Герман Таслицкий.
Это было продолжением широкого разрекламированной программы Кабмина “Контрабанде-Стоп“. “Насколько я понимаю, в то время контрабанду победить не удалось. Подобные мобильные группы некоторое время потерроризировали субъектов ВЭД, что-то нашли, конфисковали, составили протоколы о нарушении таможенных правил и за пару лет программу вспоминали лишь в период отчетности, - добавляет Таслицкий. - Новое принятое постановление является не лучшей копией идеи 10-летней давности, так как предполагает только кнут. Есть опасения, что, имея широкие полномочия и не имея четких обязанностей, представители мобильных групп могут превратиться в мобильные коррупционные группы“.
Экс-таможенник рассказывает РБК-Украина, что работала и оперативная таможня. Но, когда встал вопрос о ее результативности, то она показала “немаленькие затраты на содержание“, в то время как эффект был практически нулевой. “Из 500 составленных протоколов, до суда дошло 10“, - уточняет собеседник РБК-Украина.
Прежде всего, их функции “черной сотни“ выписаны обтекаемо, кроме того, не установлены граничные сроки проведения досмотра/передосмотра товаров, не установлено, за чьи средства будут осуществляться дополнительные виды контроля после выпуска товаров в свободное обращение. Также четко не прописано, что сотрудники мобильных групп будут делать в зоне таможенного контроля, особенно, например, представители патрульной службы или налоговики, так как пока о наличие таможенников в составе бригад речи не идет.
“Есть неурегулированность законодательства. Срок 4 часа определяет общее время таможенного оформления, в том числе и проведение осмотра товара. В случае с постановлением, это возможный переосмотр после окончания таможенного оформления. А по нему сроков нет. Есть оговорка лишь о том, что досмотр/передосмотр осуществляется без превышения рабочего времени таможенного органа. Но эти группы работают круглосуточно! “ - говорит Герман Таслицкий.
“В группе не будет таможенников - так Насиров сказал. В результате за дело будут браться неизвестно кто. Не смогу правильно определить объект контракта, как они будут читать инвойсы, коносаменты и карнеты. А если они будут на английском?“ - удивляется экс-таможенник.
По мнению Александра Лазарева, здесь речь идет о дополнительных коммерческих рисках, о препятствовании прохождения грузов, а не упрощении. Экс-глава Гостаможни Анатолий Макаренко отмечает, что идея с мобильными группами станет пустой тратой денег и проблемой для честного бизнеса. “Эта затея будет сопровождаться парой PR-феерверков по ходу и пшиком в финале. Каждый должен заниматься своим делом. А почему тогда не создать "сотни" по борьбе с оргпреступностью, проституцией, незаконными угонами автомобилей и не включить туда таможенников и пограничников?“, - иронизирует Макаренко.
Таможеннику, у которого должно быть право принимать решение на основании законодательства, проще будет остановить груз, “замордовать“ субъекта, чем потом отвечать за свои действия или потенциальные нарушения. “В 95% случаев таможенники действуют правильно. Ни в одной стране профиль риска не является причиной отказа в оформлении груза, - поясняет экс-сотрудник Гостаможни. -У нас все риски устарели, они некорректны. Их необходимо актуализировать в зависимости от номенклатуры, пункта пропуска. Риски для Запорожской и Львовской таможен должны быть разными, а для Черноморской вообще другими“.
Советник министра финансов Юрий Драганчук признает, что идея с мобильными группами хоть и старая, но основана на новых подходах - аналитике и координации действий из центра. По словам экс-таможенника, с начала работы бригад, их результаты деятельности должны быть максимально задокументированы: “Нам не нужно знать куда они едут, но результаты должны фиксироваться, регистратором, например, как у патрульных, должны быть акты досмотра, кто инициировал этот досмотр и так далее“. Фото-, видеофиксация “черной сотни“ будет, но именно в момент совершения оперативных действий.
С 1 июля правительство инициировало съемку таможенного оформления товаров. На камеру будут фиксироваться товары, транспортные средства, должностные лица, документы, территория где проходит оформление. “Поэтапное внедрение фото- и видеофиксации путем применения индивидуальных портативных камер по мере обеспечения подразделений. Это довело эффективность в патрульной службе. В перспективе это будет обязательным при досмотре грузов, транспортных средств в пропускных пунктах, внутренних таможнях, - рассказывает Александр Данилюк. - Сам процесс обязательный, беспрерывный и должен отображать все этапы и сопровождаться комментариями процесса. Это повысить прозрачность таможенного досмотра и станет проблемой для тех, кто нарушает и хочет нарушить законодательство“. “Мы интересовались в министерстве, что будет фиксироваться - досмотр или оформление. Нам говорят: “А разве это не одно и то же?“ О чем мы говорим вообще“, - рассказывает экс-таможенник.
Точечные решения
Еще одно “достижение“ правительства за последний месяц на таможне - информационный обмен по принципу “единого окна“. Должно заработать с 1 августа. Субъект подает все документы, необходимые для контроля (от санитарно-эпидемиологического до радиологического) и если в течение 4 часов контролирующие органы не отреагировали, то груз может проезжать. Бизнес и эксперты пока называют это решение половинчатым. “Декларации в электронном виде, их и так на 90% таким образом подают, а что с разрешительными документами?“ - отмечает экс-сотрудник Гостаможни.
Сопредседатель комитета по таможенной политике Американской торговой палаты Игорь Даньков говорит, что “единое окно“ предполагает не только улучшения при прохождении различных видов госконтроля, но также и ускорение получения всех других разрешительных документов - лицензий, сертификатов. Поэтому нынешнее решение, очевидно, придется дорабатывать. “С 2012 года с разной периодичностью мы ставили вопрос внедрения “единого окна“, но до недавнего времени ничего непроисходило. Полноценного электронного документооборота между госорганами так и нет. А это - ключевой момент для “единого окна“. В части “электронизации“ наиболее передовая только таможня, но и здесь требуется доработка. Другие же контролирующие органы будут вынуждены существенно пересмотреть свои технологии контроля и внедрить в свою работу электронные технологии, для того чтобы “единое окно“ реально заработало“, - пояснил Даньков.
Юрий Драганчук уточнил, что это - только первый этап упрощения, то есть решения приняты на уровне правительства, без привлечения парламента, что предполагает больше времени. В перспективе пересмотр и оптимизация функций контролирующих органов.
Пока правительство лишь точечно решает проблемы на таможне, вопросом №1 до сих пор остается таможенная стоимость и субъективный подход к ее определению. Хоть ГФС и отрицает наличие проблем с таможенной оценкой, бизнес продолжает жаловаться. “Например, импортер купил товар за 100 долларов в рыночных условиях, а таможня говорит, что этот товар якобы должен стоить 300 долларов, и налоги импортер вынужден заплатить с этой суммы. При этом, убедительных обоснований своей позиции, как того прямо требует Таможенный кодекс, таможня не дает. Бизнес пишет об этих проблемах и в ГФС, и в таможню, и бизнес-омбудсмену, - рассказывает Игорь Даньков. - Проблему можно решить, если не только бизнес, но и таможня будут соблюдать нормы Таможенного кодекса. Кроме того, повысить качество контроля таможенной оценки можно за счет внедрения положений документов Всемирной таможенной организации. Они формально не имеют обязующей силы, но на основе этих правил можно наработать изменения в наше законодательство и применять лучшие механизмы, технологии контроля за определением таможенной стоимости“.
Юрий Драганчик говорит, что Минфин сейчас активизировал процесс с ЕС об обмене информацией с приграничными странами. “Будет запущен пилотный проект. Нам пошли на уступки, потому что ЕС - это тоже определенные бюрократия, и нам как стране необходимо было проходить определенную процедуру, поэтому пока только с приграничными странами. И в ближайшее время мы хотим имплементировать процесс“,- уточняет Драганчук. Это, по его словам, поможет контролировать стоимость и сравнивать ее с заявленной в соседнем государстве.
В то же время, по мнению Александра Лазарева, постепенно нужно отходить от контроля на пропускных пунктах и делать акцент на проверках цепочки поставщиков внутри страны. Речь идет о контроле цепочки поставки товаров после импорта. “Это как раз тот момент, когда налоговая и таможня должны вместе сотрудничать. И проблему уклонения от импортных налогов можно решить. Надо создать систему, когда невозможно будет продать товар, ввезенный в серую, - добавляет Игорь Даньков. - Но пока такая система не создана. Надо возрождать пост-аудит и выходить на контроль всей цепочки до конечного потребителя. Такая система позволит легко обнаружить товар, ввезенный по серым схемам или нелегально. Сейчас же, если продается импортный товар, трудно определить легальность его ввоза. Много грузов попадают в Украину, минуя таможенный контроль, или завозится с нарушением таможенных правил. Так вот как раз контроль за всей цепочкой поставки может выявить эти схемы. При этом важно, чтобы такой контроль не мешал честному бизнесу".
Кроме того, Лазарев считает, что в налоговой накладной для регистрации ее в системе электронного администрирования НДС необходимо предусмотреть обязательство указания кода товара. Тогда подмены товарных кодов не будет, так как контрагент потом не сможет сформировать кредит и претендовать на возврат НДС.
Также пока в воздухе подвис и вопрос с заместителем главы ГФС по таможенному направлению. По словам Романа Насирова, он уже неоднократно обращался к премьер-министру и министру финансов с просьбой объявить конкурс на замещение вакантной должности. Пока этого не произошло, и вряд ли произойдет в ближайшее время. Желающих работать на этом направлении нет, прежде всего, по причине низких зарплат. Во-вторых, заместитель не является самостоятельным в принятии решений, но ответственность лежит на нем.
Кроме того, правительство пока что так и не отреагировало на попытки депутатов выразить недоверие главе ГФС и его первому заместителю-руководителю налоговой милиции Сергею Билану. А депутаты предоставляли факты наличия коррупции и схем в большей степени на таможенном направлении.
Пока Кабмин не реагирует, на сайте президента 10 июня появилась петиция об увольнении Насирова с занимаемой должности. Основной аргумент - коррупционные скандалы, связанные с руководством ГФС, незадекларированное имущество в Англии, усиление давления на бизнес, постоянные рейдерские атаки на предпринимателей со стороны налоговой милиции.