1. Какой будет новая система администрирования НДС после окончания переходного периода?
Новая система электронного администрирования НДС — главный раздражитель профессионального бухгалтерского сообщества и гордость руководства фискальной службы. До середины года СЭА работает в тестовом режиме, после чего вступят в силу нормы о применении к предприятиям штрафов за нарушения в работе.
2. Быть или не быть полноценному введению НДС-счетов?
Введенная с 1 января система электронного администрирования НДС — ничто по сравнению с проектами функционирования НДС-счетов, которыми бизнес пугали в течение второго полугодия 2014 года. Спецсчета по НДС должны были привлечь в бюджет десятки миллиардов гривен и отвлечь у бизнеса 1/20 оборота для депонирования на этих счетах. Введение указанных правовых норм отложили до 1 июля 2015 года. Вернется ли правительство к идее пополнения бюджета с помощью НДС-счетов или откажется от этой кардинальной меры?
3. Выводить ли зарплаты из тени?
В конце прошлого года депутаты проголосовали за снижение ставки ЕСВ и введение крупных штрафных санкций за выявление неоформленных работников или за незаконную минимизацию зарплатных налогов за счет оформления работников на неполное рабочее время. Украинский бизнес не спешит выводить зарплаты из тени. Причины две: недоверие к государству и сложная система перехода на "белые" зарплаты. Пока предприниматели по всей стране следят за ситуацией, некоторые уже проходят проверки и получают квитанции на уплату штрафов в десятки и сотни тысяч гривен.
4. Платить ли в бюджет процент от сэкономленных при старой власти налогов?
Возможность принять участие в налоговом компромиссе есть у всех предприятий и части предпринимателей, которые в 2011 — начале 2014 года сотрудничали с "площадками" — системой конвертационных центров предыдущей власти и экономили, таким образом, на уплате налогов. Бизнес может добровольно признаться в минимизации НДС и налога на прибыль с уплатой в бюджет только 5% от незаконно сэкономленных сумм налогов. Тем не менее, собственники бизнеса не очень спешат подавать уточняющие налоговые декларации. Крупный бизнес никак не сможет отсидеться и переждать компромисс, так как фискалы настроены на получение максимума отдачи именно за счет крупных предприятий. Предприятия со средними оборотами получают письма-приглашения из налоговых органов или активно консультируются с партнерами и юристами относительно участия в компромиссе. И только малый бизнес имеет шанс проскочить мимо налоговых процедур без серьезных рисков.
5. Начнет ли государство считать деньги в карманах обеспеченных граждан?
Закон о "нулевой" декларации и непрямых методах определения доходов граждан принят не был, хотя соответствующий законопроект входил в пакет налоговой реформы правительства. Кабмину дали три месяца на доработку проекта. Непрямые методы определения доходов граждан с целью их налогообложения — это ни много ни мало, налоговая революция.
6. Валютное регулирование и ограничения в работе с нерезидентами
Украина и раньше не отличалась либеральными правилами валютного регулирования. Декрет о системе валютного регулирования и валютного контроля вместе с сотнями инструкций Национального банка создают правовое поле деятельности субъектов ВЭД, которое мало изменилось с 90-х годов прошлого столетия. В 2014 году ограничений стало больше. Станет ли 2015 год периодом продолжения жесткой политики правительства и НБУ по отношению к субъектам внешнеэкономической деятельности или же нас ждет "потепление"?
7. Кассовые аппараты и ужесточение в сфере наличных расчетов для малого бизнеса
Предприниматели—"единоналожники" и предприятия сферы услуг всегда могли принимать от покупателей наличную выручку без кассовых аппаратов. И далеко не всегда такая льгота использовалась добросовестно: часто предприятия сферы розничной торговли, питания и некоторых других сфер специально создавали у себя штат предпринимателей для того, чтобы уйти от кассовых аппаратов и спрятать выручку. Правительство Украины пообещало ситуацию исправить и обязать малый бизнес применять РРО. Что из этого выйдет — покажет время.