• Посилання скопійовано

Навіщо скасували військовий збір з обміну валют

З 11 червня набув чинності Закон, який скасовує 1,5% збір з валютообмінних операцій фізосіб. Чому ж все-таки народні депутати скасували цей збір в даному аспекті, а президент України підписав цей закон?

Навіщо скасували військовий збір з обміну валют

Как сообщил Иван Староста, адвокат, партнер АО «Клочков и партнеры», по мнению инициаторов этого законопроекта, включение взимания военного сбора к операциям с валютными ценностями в основном привело лишь к отрицательным последствиям.

«Так, за время его действия  значительно выросли объемы операций с наличной иностранной валютой на пресловутом «теневом» рынке. При этом не оправдались надежды на значительный рост поступлений в бюджет. Также отмечу, что уменьшились предложения наличной и безналичной иностранной валюты. Более того, по «вине» военного сбора произошло искусственное завышение стоимости иностранной валюты для обычных граждан страны»,  - считает Иван Староста.

Каждый делал, что хотел

За время действия сбора с валютообменных операций, как уверяет Иван Никитченко, аналитик компании «ПростоБанкКонсалтинг», существовала неразбериха в трактовке определений.

«Так, было обозначено, что такой сбор взимается с доходов от операций с валютными ценностями (кроме ценных бумаг). Таким образом, это можно было трактовать, как «при каждой операции», так и «при  покупке или (и) продаже валюты», — объясняет он.

Иван Никитченко также добавляет, что многие банки так и делали – взимали этот вид сбора по своему усмотрению.

 «Были и такие из них, которые вообще не «обращали внимания» на военный сбор и не взимали его», — говорит он.

 «Углубила» трактование этой «неразберихи» в законодательном поле Елена Коробкова,  исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины. По ее мнению, если следовать правильному толкованию экономических терминов, то валютной ценностью должна быть и наша национальная денежная единица – гривна.

 «Это означает лишь одно – человек при покупке продуктов в магазине также должен уплатить военный сбор. Ведь мы же не можем нарушать действующее законодательство», — резюмирует она.

Таким образом, по мнению банкира, у нас было следующее: существует норма об уплате военного сбора, но нет базы налогообложения. Поэтому, по мнению Елены Коробковой, такие законодательные коллизии являлись дополнительным фактором дестабилизации ситуации, в том числе и в банковском секторе.

Против действия военного сбора с валютообменных операций физлиц, по мнению Ивана Никитченко, были если не все, то практически все: и Нацбанк, и банки, и многие народные депутаты, однако его все-таки ввели.

Успех сомнителен

Что же вообще дало казне его действие? Государственная фискальная служба ожидала, что этот сбор принесет в госбюджет порядка 4,7 млрд грн в год. Как считает Иван Староста, отчитываться о суммах будет, конечно же, это ведомство.

«Информацию о необходимых расходах на администрирование военного сбора с валютообменных операций физлиц объяснительная записка инициатора вышеупомянутого закона не содержит. Официальная информация о реальных затратах также отсутствует. В связи с этим, сравнивать какие-либо цифры невозможно», — считает Иван Староста.  

Более того, еще в апреле 2015 года, когда этот сбор на валютообменные операции действовал, директор департамента налоговой и таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Николай Чмерук заявлял общественности, что его ведомство проводит консультации с представителями Нацбанка и Государственной фискальной службы по его отмене.

Был ли такой налог в других странах мира, которые находились в состоянии войны и каковы были успехи по его взиманию? По словам Ивана Старосты, так называемый налог на войну действительно вводился и в других странах мира, в частности в Британии и США.

«Правда в этих странах ставка такого налога не была фиксированной для всех слоев общества и зависела от обеспеченности населения. Для богатых граждан ставка налога на войну достигала 5%, в то время как малоимущие не платили такой налог вообще», — отмечает он.

Будет ли снова введен подобный сбор, и если «да», то когда, и при каких обстоятельствах?

Как считает Олег Серга, руководитель пресс-службы Приватбанка, ответить однозначно на этот вопрос нельзя.

«Нужно видеть все показатели выполнения статей бюджетов. В принципе, сейчас в Украине идет тенденция по упрощению базы налогообложения и сокращению количества налогов и сборов. Нужно еще помнить, что любая фискальная новация должна быть эффективной. А любое введение в практику того или иного налога либо сбора, должны быть понятны населению и бизнесу», — уверяет он.

Антон Горохов

Джерело: Мінфін

Рубрика: Оподаткування/Інші податки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Інші податки»