Министерство финансов Украины в письме от 24.06.2015 г. №31-11120-02-2/21022 предоставило анализ эффективности введения системы электронного администрирования НДС в переходный период.
В частности, отмечено:
1) по информации ГФС, система электронного администрирования НДС технически готова к ее функционированию. Уровень квалификации специалистов ГФС является достаточным для обеспечения бесперебойного функционирования указанной системы.
2) Риском для системы электронного администрирования является перенос в нее остатков отрицательного значения НДС, сформированного до введения указанной системы, без предварительной проверки их достоверности.
Так, пункт 33 подраздела 2 раздела XX ПКУ предусматривает увеличение суммы налога, на которую плательщик вправе зарегистрировать налоговую накладную/расчет корректировки в ЕРНН, на сумму отрицательного значения суммы ПДВ, сформированного у такого плательщика по состоянию на 01.02.2015 г. и оставшегося непогашенным. Такое увеличение происходит по заявлению плательщика на сумму, указанную в таком заявлении, без проведения проверок таких сумм (камеральная проверка отчетности, документальная внеплановая выездная проверка).
3) Во избежание отвлечения оборотных средств плательщиков НДС ПКУ предусмотрено увеличение суммы налога, на которую плательщик вправе зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН:
- на сумму отрицательного значения, возникшего за отчетные (налоговые) периоды до 01.02.2015 г. (по заявлению плательщика);
- на сумму излишне зачисленных в бюджет денежных средств по состоянию на 01.07.2015 г. (автоматически);
- на сумму среднемесячного размера налога, задекларированного и уплаченного плательщиком в бюджет в течение предыдущих 12 месяцев (автоматически 01.07.2015 г.).
Таким образом, отвлечение оборотных средств плательщика осуществляться не будет.
В то же время с введением системы электронного администрирования НДС базовые принципы налогообложения остались без изменений, то есть введение системы не предусматривает необходимость увеличения сумм уплаты налога.