В процессе комплексного реформирования различных сфер неизбежно возникают ошибки, которые можно и нужно исправлять по ходу этого самого реформирования. Особенно в области налогов, где важно, чтобы построение прозрачной системы налогового администрирования не скатилось к ручному управлению и не привело к необоснованным убыткам предприятий и уходу бизнеса в тень.
С момента запуска системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) прошло три месяца, и за это время по крайне мере одна ошибка, которая чуть не обернулась коллапсом в энергосистеме, была исправлена. 16 июля депутаты приняли изменения в Налоговый кодекс, которыми были синхронизированы графики составления НДС-накладных для всех участников энергосистемы. Благодаря этому удалось избежать существенных кассовых разрывов у предприятий отрасли.
Неприятность в полтора миллиарда
Как оказалось, все неприятности на этом не кончились. За три месяца работы энергетиков по новым правилам вскрылась иная проблема, еще более острая, которая делает расчеты в системе невозможными и уже привела к дополнительно сформированной задолженности ГП "Энергорынок" перед предприятиями энергогенерации. В октябре объем задолженности может достигнуть 1,6 млрд грн. Таким образом, общий долг "Энергорынка" перед "Энергоатомом", ТЭС и ГЭС составит около 24 млрд грн.
Дело в том, что предприятия ТЭК обязаны руководствоваться общим правилом "первого события" и начислять налоговые обязательства по НДС и налогу на прибыль с момента отпуска электроэнергии. При этом не учитывается, что покупатели электроэнергии либо не оплачивают, либо оплачивают не в полном объеме за потребленную электроэнергию. ГП "Энергорынок", которому необходимо пополнять свой спецсчет НДС, вынужден изымать средства пропорционально у всех производителей. Такое право отдельным решением предоставил ему Национальный регулятор - НКРЭКУ.
Подобный порядок расчетов приводит к вымыванию оборотных средств генерирующих компаний, которые, недополучая деньги, не доплачивают угольщикам за поставку угля.
По мнению участников энергорынка, деньги на закупку угля, которые энергокомпании получили от государства в качестве кредита, будут в значительной мере вымыты из оборота ТЭС за счет депонирования на спецсчетах НДС.
"На каком-то этапе решили, что "Энергорынок" будет вытаскивать эти деньги из общего котла и класть себе их на счет электронного депонирования. К чему это приведет? К тому, что генерация 100% расчетов получать не будет, к тому, что уже и "Энергоатом" не сможет зарегистрировать налоговые накладные и рынок должен будет взять еще больше денег. Это снежный ком, который приведет к краху рынка очень быстро", - считает Артем Горянин, заместитель директора по правовому обеспечению ПАО "Донбассэнерго".
Елена Волошина, заместитель гендиректора компании "Центрэнерго", считает, что проблему необходимо срочно решать. Компания не смогла задепонировать в июле необходимые средства на своем НДС-счете,
"Мы же все в одной цепочке. А проблемы вымывания оборотных средств у рынка - это груз на всех участников рынка. Это снежный ком, поэтому эту проблему нужно каким-то образом урегулировать", - считает она.
Всех под одну гребенку
Разрабатывая новую систему налогового администрирования, власть лелеяла идею комплексного реформирования налоговой сферы, которая сделает невозможной образование налоговых ям и ручное управление.
Получилось не совсем удачно, хотя основная цель по сбору дополнительных денег с бизнеса была достигнута. Несмотря на то, что это - оборотные средства предприятий, которых заставили наперед дотировать расходы государственного бюджета.
"Жаль, что Минфин не проговорил, какой убыток нанесла система электронного администрирования НДС. Дополнительно 2,7 млрд гривен, которые собраны за прошлый месяц типа за счет системы электронного администрирования, эту цифру, как эффект от системы, называет даже премьер-министр. Но очевидно, ему не доложили о том, что это - печальное последствие, которое нанесло прямые убытки, в том числе, и металлургической отрасли. Забрали, изъяли из оборота и не дали возможности рассчитаться с производителями электрической энергии", - заявила на этой неделе на круглом столе, посвященном налоговой реформе в ГМК, Нина Южанина, глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.
На том же круглом столе участники как раз таки жаловались на ручное управление процессом администрирования, из-за чего предприятия-экспортеров загадочным образом исключают из очереди на возврат НДС. Предполагалось же, что НДС в новой системе будет возвращаться автоматически. Тем не менее, этого не происходит - налог возвращают, но не в полном объеме. То же самое происходит и с переплатой налога на прибыль. Как заявила замминистра финансов Елена Макеева, задолженность государства перед бизнесом за несвоевременное возмещение НДС и переплату налога на прибыль составляет около 47 млрд грн.
"Минфин в процессе налоговой реформы вообще не рассматривает вопрос об НДС - счетах. А если НДС-счета останутся? Украина не выдержит, за ними можно оставить контрольную функцию, и все. Но консервировать, умертвлять оборотные средства, которые предприятие даже не может взять самого у себя в кредит, это преступление", - считает нардеп от Народного фронта" Александр Кирш, который сообщил, что парламентский налоговый комитет готовит изменения к Налоговому кодексу, альтернативные тем, которые внедряет Минфин.
Сложившейся ситуацией обеспокоены также нардепы из фракции "Самопомич", которые считают, что государству необходимо изменить подход к формированию налогово-бюджетной политики.
"Пусть сокращают затраты, разгоняют налоговую милицию, которая ни единого дела не довела до суда. Просто не нужно такое количество государственных налогов. Мы должны в этом году, и мы пытаемся это объяснить и МВФ, и Минфину, идти полностью от другой философии формирования бюджета. Сколько мы насобираем с такими ставками - столько государство и потратит. А не по-другому", - подчеркивает нардеп от "Самопомочи"Татьяна Острикова.
Возвращаясь к энергетике, отметим, что работа предприятий ТЭК в новой системе налогового администрирования можно также охарактеризовать как дотирование госбюджета и налоговые переплаты. Однако здесь ситуация усугубляется колоссальной взаимной задолженностью в отрасли, которую не учитывали разработчики налоговых новаторств и поставили энергетику "под одну гребенку" с другими отраслями. Благодаря этому не только изымаются оборотные средства, но и в геометрической прогрессии растет задолженность: в июле "Энергорынок" недоплатил энергонгенерации более 400 млн грн, в октябре эта цифра, как мы уже писали выше, может достичь 1,6 млрд грн.
Не учли разработчики и тот факт, что и в энергетике можно применять методы ручного управления: как иначе можно назвать решение Нацрегулятора, который разрешает "Энергорынку" изымать средства, предназначенные на выплаты энергогенерирующим компаниям за произведенную электроэнергию, и класть на свой НДС-счет?
По словам энергетиков, проблема требует немедленного решения, поскольку с каждым днем критическая ситуация в ТЭК усугубляется, успешное прохождение отопительного сезона 2015-2016 - под угрозой. По их мнению, предприятия ТЭК могут нормально работать в существующей системе электронного администрирования НДС только при условии введения кассового метода налогового учета, который предполагает начисление НДС по факту поступления средств.
Также необходимо разрешить предприятиям ТЭК регистрировать налоговые накладные даже при отрицательном значении средств на спецсчете.
"Наиболее компромиссный вариант - это кассовый метод учета, то есть формирование налоговых обязательств у плательщиков НДС не по первому событию, не по факту отгрузки товара, а по факту оплаты. На какую сумму поступает оплата, на такую сумму возникают в пропорции налоговые обязательства", - считает руководитель Департамента по налоговому планированию энергетической компании ДТЭК Константин Косицкий.
На этой неделе энергетики собрали внеочередной совет оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), на котором приняли решение обратиться к премьер-министру с предложением внести изменения в Налоговый кодекс. В противном случае отрасль ожидает многократный рост недоплат в адрес всех производителей электроэнергии и угольной продукции, что может привести к снижению отгрузок угля уже в начале этой зимы.