Эпопея с внедрением электронного администрирования НДС и спецсчетов, на которые осуществляется авансирование сумм этого налога, длится уже не первый месяц. С февраля по июнь 2015 года налогоплательщики имели возможность поработать с новой системой в тестовом режиме, а с 1 июля им предстояло перейти на полную ее функциональность. Тем не менее, проблем с функционированием НДС-счетов возникло множество, в то время как Государственная фискальная служба решать их не торопилась. В итоге, обстановка в бизнес-среде к началу июля достигла высшей точки кипения, и под давлением лоббистов парламент принял изменения в Налоговый кодекс. Они должны были отсрочить полноценное внедрение НДС-счетов до 1 октября 2015 года, продлив тестовый период, а также снять самые насущные вопросы, связанные с их применением.
Что же получилось в реальности? Еще больше проблем и негодования со стороны налогоплательщиков. Так, изменения в НКУ поставили бизнес в условия, когда ему приходится осуществлять двойное депонирование. Почему двойное? Да потому что положительные суммы, накопленные на НДС-счетах, с августа попросту обнулились. А без позитивного остатка на счету проводить операции с налоговыми накладными, и, как следствие, претендовать на налоговый кредит, невозможно. В итоге, посетовав на "сгоревшие" средства, налогоплательщикам пришлось авансировать счета повторно. Более того, многим компаниям формулу до сих пор не "подняли", и они оказались в самой незавидной ситуации, поскольку зарегистрировать накладные нет возможности. А значит, бизнес попросту останавливается и терпит убытки.
Еще одна большая неприятность заключается в том, что тестовый режим использования нового механизма администрирования НДС испортил картину тем компаниям, которые продолжали платить налог непосредственно на бюджетный счет. К тому же, представители Государственной фискальной службы уверяли, что проблем не будет. Увы, снова дезинформация: эти суммы попросту не зачлись, и теперь многие плательщики оказались перед дилеммой. Либо воевать с налоговиками и портить себе нервы, либо погашать, по сути, фиктивный и незаконный налоговый долг, пополняя НДС-счет.
Плюс ко всему налогоплательщики должны осуществлять постоянный мониторинг сумм НДС, в пределах которых производится регистрация налоговых накладных, производить сверки состояния расчетов по НДС. Ведь без этого нет возможности своевременно отражать суммы налога в отчетности. В результате, компании завалены бесполезной бюрократической волокитой, регулярно подают уточнения, корректировки, что создает огромную нагрузку на бизнес и значительно усложняет администрирование НДС в целом.
Причем, сводка данных по НДС-счету крайне недоработана. Она содержит нарастающий итог, хотя разведения по отдельным суммам, которое было бы очень логичным, нет. Поэтому плательщик, по факту, получает набор цифр, но понятия не имеет, каким образом они рассчитаны, а значит, не уверен, нет ли там ошибок и переплат. Да и сама система работает с постоянными техническими сбоями. Это приводит к тому, что накладные регистрируются несвоевременно, и налогоплательщик рискует попасть на штрафные санкции. А если поставщик и покупатель пользуются разным программным обеспечением, у них неминуемо возникают сложности со взаимным документооборотом. На практике это приводит к тому, что регистрация расчетов корректировок фактически не производится, и плательщик не может пересчитать свои налоговые обязательства.
В ГФС, конечно, уверяют, что проделана колоссальная работа, как в нормативно-правовом поле, так и в технической части. Но у бизнеса диаметрально противоположное мнение. Компании справедливо опасаются как штрафных санкций (да, до 1 октября они не применяются, но что будет после?), а также еще больше переживают из-за разрыва взаимоотношений с партнерами, которые из-за перекосов в законодательстве теряют деньги.
Хотя в реальности, исправить недочеты в механизме администрирования НДС не так уж и сложно. Представители бизнес-сообщества ратуют за отмену дискриминационной практики авансирования спецсчетов, которая попросту является ничем иным как легализованным перекачиванием денег бизнеса в бюджет, требуют унифицировать техническую и программную базу на уровне ГФС и налогоплательщиков, а также, что не менее важно, исключить ручное вмешательство в работу системы чиновников налоговой службы. Такие факты есть, и они формируют благодатную помощь для коррупционных проявлений со стороны фискалов. Конечно, для этого не обойтись без очередных изменений в Налоговый кодекс. Но ведь правительству ничего не мешает "протянуть" их через парламент в рамках затеянной налоговой реформы, и безболезненно "дошлифовать" НДС-счета. Это был бы логичный и справедливый по отношению к бизнесу шаг.