На протяжении последних шести месяцев уже несколько раз вносились изменения в определение перечня неприбыльных предприятий, учреждений, организаций - неплательщиков налога на прибыль (далее - неприбыльная организация). С 01.01.2015 года к таким организациям могли относиться бюджетные учреждения, общественные объединения, политические партии, религиозные, благотворительные организации, пенсионные фонды, целью которых не должно быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди сотрудников таких организаций. Законом №263-VIII от 18 марта 2015 года перечень неприбыльных организаций дополнен жилищно-строительными кооперативами, объединениями совладельцев многоквартирных домов, ассоциациями собственников жилых домов.
С принятием 17 июля Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс» (относительно налогообложения неприбыльных организаций законопроект №2049) законодатель внес изменение в определение неприбыльной организации и значительно расширил их перечень. Неприбыльная организация - это предприятие, учреждение, организация, которые не являются плательщиками налога на прибыль, если одновременно соответствуют следующим требованиям (п.п.133.4.1 НКУ):
- созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законами, которые регулируют деятельность соответствующих неприбыльных организаций;
- учредительными документами запрещено распределение полученных доходов (прибыли) или их части среди учредителей, членов такой организации, работников, членов органов управления и других связанных с ними лиц;
- учредительными документами предусмотрено передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям или зачисление в доходы бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слиянии, разделения или реорганизации);
- внесены контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.
При соответствии вышеуказанным требованиям к неприбыльным организациям могут относиться (п.п.133.4.6 НКУ): бюджетные учреждения, общественные объединения, политические партии, религиозные организации, благотворительные организации, пенсионные фонды, жилищно-строительные кооперативы, объединения совладельцев многоквартирных домов, ассоциации собственников жилых домов, а также творческие союзы, союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц, дачные (дачно-строительные), садоводческие и гаражные (гаражно-строительные) кооперативы (общества), профессиональные союзы, их объединения и организации профсоюзов, а также организации работодателей и их объединения; другие юридические лица, деятельность которых соответствует вышеуказанным требованиям.
Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения и исключения из него в дальнейшем устанавливает Кабинет Министров Украины. До утверждения Кабинетом Министров Украины Порядка введения реестра действует Положение о Реестре неприбыльных учреждений и организаций.
Неприбыльные организации, которые включены в Реестр до вступления в силу Закона, обязаны до 01 января 2017 г. привести свои учредительные документы в соответствие с нормами Закона и в этот же срок предоставить копии этих документов контролирующему органу. При соответствии таких документов неприбыльные организации включаются в новый Реестр. После 1 января 2017 года, неприбыльные организации, которые не привели в соответствие свои учредительные документы исключаются из Реестра. Обращаем внимание, что административный сбор не взыскивается за проведение государственной регистрации изменений, что вносятся в учредительные документы неприбыльных организаций, учреждений и организаций для приведение их в соответствие Закону.
Также, законом разрешено сельским, поселковым, городским советам устанавливать льготы по уплате налога на недвижимость на объекты недвижимости, которые находятся в собственности общественных объединений, благотворительных организаций.
Доходы неприбыльных организаций используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации целей (задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами (п.п.133.4.2 НКУ).
Кроме того, законом уточнены некоторые вопросы налогообложения неприбыльных организаций, порядок и сроки предоставления отчетности, сроки уплаты налоговых обязательств. Неприбыльные организации обязаны предоставлять сокращенную финансовую отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, а также отчет об использовании доходов (прибыли) по форме, утвержденной Фискальной службой в сроки, предусмотренные для предоставления налоговой декларации по налогу на прибыль (до 01 июня следующего года). Информация, которая содержится в этих отчетах, будет использоваться для информационно-аналитического обеспечения деятельности контролирующих органов. Кроме того, контролирующий орган имеет право самостоятельно исчислять налоговые обязательства неприбыльной организации в течении срока исковой давности (1095 дней от граничной даты предоставления такого отчета), а также проводить сверки хозяйственных отношений между плательщиками налога на прибыль и неприбыльными организациями для получения налоговой информации.
В случае использования своих доходов (прибыли) по нецелевому назначению, неприбыльные организации обязаны в следующем месяце не позднее 20 числа предоставить отчет об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации с начала года по последний день месяца, в котором совершено нарушение и исчислить налог на прибыль из суммы нецелевого использования средств. В дальнейшем, такая организация исключается из Реестра неприбыльных организаций и обязана подавать квартальную финансовую и налоговую отчетность (нарастающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в сроки для квартального периода. Со следующего года такая неприбыльная организация уплачивает налог на прибыль по результатам годового декларирования. Если контролирующим органом установлено нецелевое использование доходов (прибыли), то кроме начисления налогового обязательства по прибыли применяются штрафные санкции и пеня.
Закон устраняет дискриминационную норму относительно корректировки финансового результата плательщика налога на прибыль. Такой результат не корректируется (не увеличивается на 30%), если стоимость товаров, в том числе необоротных активов, услуг, приобретенных у неприбыльной организации на протяжении года не превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года (в этом году 60900 грн.). Эта норма не касается плательщиков налога на прибыль с объемом дохода менее 20 млн. грн., так как они не производят корректировки финансового результата. Следовательно, могут работать с неприбыльными организациями без каких-либо ограничений.
Особого внимания заслуживают дополнения, внесенные в п.57.1, которые касаются плательщиков налога на прибыль с объемом дохода более 20 млн. грн. Согласно этому дополнению плательщики налога на прибыль, которые по результатам первого квартала (полугодия, трех кварталов) отчетного (налогового) года не получили прибыль или получили убытки, имеют право предоставить декларацию и финансовую отчетность за соответствующие периоды и в дальнейшем не уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль до июня следующего года, т. е. возвращена норма в НКУ, которая содержалась ранее. Налоговые обязательства определяются на основании предоставленных квартальных деклараций.
Что касается последних изменений, то радует, что в данном случае Верховная Рада Украины прислушалась к плательщикам налогов, которые неоднократно заявляли о манипулировании Фискальной службой Украины положениями налогового кодекса в части авансовых платежей.
Антон Каганец, старший юрист ЮК Prove Group