• Посилання скопійовано

Підсумки року від глави НБУ: цей рік був складним, в наступному буде набагато легше

29 грудня за круглим столом в стінах Нацбанку, голова НБУ Валерія Гонтарєва підвела підсумки роботи регулятора в 2015 році. Надаємо цікаві цитати з її виступу

Сначала глава Нацбанка поделилась с присутствующими журналистами цитатой украинской поэтессы Леси Украинки: “Ніхто не відав, куди нас кинуть ті свавільні Хвилі …”. Именно так, глава Нацбанка описала ситуацию, которая сложилась вокруг банковской системы. Год был не легким, однако со многим, как утверждала глава НБУ регулятору удалось справиться очень хорошо. В следующем 2016 году Нацбанк ставит перед собой не менее сложные и амбициозные задачи. Итак, что же было сказано главой Национального банка Украины, читайте ниже:

Финансовая стабильность в государстве

Завершен основной этап очистки банковской системы, и мы переходим к ее перезагрузке. Стабилизировалась ситуация на валютном рынке, и как следствие мы наблюдаем замедление инфляции. С начала года международные резервы увеличены на 77% и на сегодня составляют 13,3 млрд долларов США. Одним из ключевых решений Национального банка за текущий год мы считаем соблюдение режима гибкого курсообразования и невозврата к фиксированному обменному курсу. Напомню, еще в прошлом году мы полностью отошли от режима фиксированного обменного курса, который применялся в Украине в течение длительного периода и оказался непригодным для решения проблем экономики.

Фактически он способствовал накоплению тех дисбалансов, которые и сейчас определяют сложное состояние экономики и банковского сектора Украины. За него страна заплатила международными резервами и снижением доверия к государству. В свою очередь, применение режима гибкого обменного курса будет предоставлять экономике буфер от негативных воздействий внешнеэкономической конъюнктуры.

Мы признаем, что переход к гибкому курсообразованию состоялся болезненно, ведь он совпал по времени с эскалацией конфликта на востоке страны и сопровождался резкой девальвацией гривны в начале года. Но, анализируя результаты года, мы можем сказать – нам удалось стабилизировать ситуацию на валютном рынке и сузить колебания курса гривны, который достигал 30 грн. к доллару США в феврале, до 20-24 гривен за доллар США в течение последних 10 месяцев.

Стабилизацией валютного рынка мы обязаны реализации Минских соглашений, подписанию Программы расширенного финансирования с Международным валютным фондом, и, главное, административным мерам Национального банка, которые мы начали внедрять еще в прошлом году и продолжили в начале этого года.

Инфляция

После достижения максимального уровня в апреле 60.9% (в годовом измерении) потребительская инфляция замедлилась до 46.6% в ноябре. По нашим прогнозам инфляция на конец года составит около 44%.

Кроме упомянутых административных мер по стабилизации валютного рынка, этому способствовало проведение сдержанной монетарной политики. В частности, в феврале-марте была вдвое повышена учетная ставка – с 14.5% до 30% годовых.

Соблюдение режима гибкого курсообразования и постепенная стабилизация на валютном рынке создали предпосылки для перехода к режиму инфляционного таргетирования. Внедрению режима инфляционного таргетирования, при котором монетарная политика будет направлена ​​на обеспечение ценовой стабильности вместо фиксации обменного курса, нет альтернатив.

Стратегия предусматривает траекторию достижения того уровня инфляции, который мы считаем оптимальным для Украины – а именно 5%. Целевой показатель инфляции составит 12% в 2016 году, 8% – в 2017 году, 6% в 2018 м, и, наконец, 5% до конца 2019 года.

Также Национальный банк усовершенствовал стандартные инструменты и механизм регулирования ликвидности, что является предпосылкой для перехода к режиму инфляционного таргетирования.

С начала декабря мы сократили срок предоставления рыночных кредитов рефинансирования путем проведения тендеров с одного года до 90 дней. Теперь в качестве обеспечения кредитов рефинансирования могут приниматься только государственные облигации Украины, депозитные сертификаты НБУ, иностранная валюта и облигации международных финансовых организаций. При этом стоимость обеспечения определяется на рыночных принципах – по справедливой стоимости.

Для увеличения гибкости операций центробанка по управлению ликвидностью Национальный банк предусмотрел множественность заявок для участия в тендерах по размещению депозитных сертификатов и по предоставлению кредитов рефинансирования.

Международные резервы

В течение года нам удалось купить существенные объемы валюты на пополнение резервов.

В частности, в сентябре были введены валютные аукционы, при которых Национальный банк имеет возможность как покупать иностранную валюту для наращивания резервов, так и продавать ее для устранения дисбалансов на валютном рынке. При этом, приобретение валюты центробанком происходит в небольших объемах. Во время объявления аукционов мы принимаем во внимание состояние валютного рынка и покупаем валюту только в случаях, когда ее предложение на межбанковском рынке преобладает над спросом.

Как следствие, нам удается увеличивать резервы, не создавая дисбалансы на валютном рынке. Всего с начала года Национальный банк уже купил на межбанковском валютном рынке 1.6 миллиарда долларов США. В то же время банки смогли также увеличить свою валютную позицию, покупая валюту на наличном рынке у населения. С начала года чистая покупка валюты банками у населения составляла 1.5 миллиарда долларов США.

Благодаря этому, а также – и это в первую очередь – поступлению финансовой поддержки от Международного валютного фонда и других международных партнеров нам удалось увеличить международные резервы Украины на 77% – до 13.3 миллиарда долларов США в эквиваленте.

По нашим планам международные резервы НБУ должны были вырасти в 2015 году больше – до 15-18 млрд долл США. Но эти прогнозы строились с учетом поступления в Украину третьего и четвертого траншей по программе МВФ, которые в этом году мы не получили.

Очистка банковского сектора

Можно с уверенностью констатировать, что “портрет” банковской системы кардинально изменен – ​​произошло очищение крупных банков, на которые приходится 90% рынка. С начала этого года Национальный банк вывел с рынка 33 банка. Всего с начала 2014 года выведено 63 банка – это более трети банковской системы.

По результатам стресс-тестирования в прошлом году 13 из 18 банков увеличили капитал. Пять банков мы были вынуждены вывести с рынка. Однако эти шаги были необходимы для расчистки системы и создания основы для дальнейшего развития. Мы уже имеем опыт вывода с рынка за один день небольших банков, которые занимались отмыванием средств и другими мошенническими операциями.

В этом году мы провели диагностику 20 крупнейших банков для выявления потребностей в докапитализации. Впервые такая диагностика осуществлялась силами специалистов Национального банка. Мы уже предоставили банкам отчеты с нашими выводами, на основании которых банки обязаны разработать программы.

После консультаций с банками было принято решение предоставить им больше времени для выполнения программ. Национальный банк Украины перенес сроки утверждения планов капитализации первых десяти банков в месяц – с 1 января на 1 февраля 2016 и второй десятки с 1 февраля на 1 апреля 2016 года. Такое решение было согласовано с Международным валютным фондом.

Проведена значительная работа по раскрытию реальных владельцев банков. Уровень прозрачности банковской системы сейчас – более 98% процентов. Нам еще не известны владельцы лишь 7 небольших банков. Банки, которые не будут предоставлять информацию о своих владельцах до конца года, будут признаны проблемными.

Было внедрено новое законодательство по усилению ответственности и руководства банков за доведение банков до банкротства. На сегодня объем претензий, поданных Фондом гарантирования вкладов, составляет более 2100 заявлений на сумму около 133 миллиардов гривен. Из них 250 заявлений на почти сто миллиардов гривен, в которых фигурантами являются собственники и руководители банков.

Фонд гарантирования вкладов физических лиц

С начале 2014 года Фонд гарантирования вкладов выплатил вкладчикам неплатежеспособных банков более 64 миллиардов гривен. На очереди у Фонда – активная работа по продаже активов неплатежеспособных банков.

Отмечу, что неплатежеспособные банки задолжали по кредитам рефинансирования Национального банка почти 45 миллиардов гривен. Материалы по этим банкам мы также передали правоохранительным органам.

В конце года мы создали объединенную группу из представителей правоохранительных органов для эффективного расследования производств в финансовом секторе. Эта группа будет заниматься делами руководителей и владельцев банков, которые подозреваются в доведении банков до банкротства. Национальным банком и Фондом гарантирования вкладов собраны и переданы в правоохранительные органы все материалы по выводу активов. И мы надеемся на конструктивное сотрудничество с правоохранительными органами в следующем году.

Реструктуризация

Вместе с НАБУ разработан проект Закона “О реструктуризации обязательств граждан Украины по кредитам в иностранной валюте, полученных на приобретение единственного жилья (ипотечные кредиты)”. В отличие от популистского закона 1558-1, к которому недавно Президент применил право вето, это более взвешенный и логический документ. Он позволяет прощать часть кредитного долга незащищенным слоям населения, причем банковская система не почувствует чрезмерной нагрузки в результате реализации этого законопроекта. Мы убедили Международный валютный фонд, что этот законопроект необходимо принимать.

Совместно с Министерством финансов разработан законопроект о финансовой реструктуризации, который по предварительным оценкам позволит провести реструктуризацию около 25% корпоративной задолженности на основе предложенного механизма. Это касается исключительно жизнеспособных предприятий, которые за счет такой реструктуризации смогут вернуться к экономической активности. По нашим оценкам, объем кредитов, которые могут быть реструктуризированы, составляет около 200 миллиардов гривен.

Первое, что сделала наша команда, когда пришла в Национальный банк, – привлекла к оценке залогового имущества лучшие международные компании. Вместе с залогом мы просим акционеров банка предоставить личные гарантии возврата долга.

По кредитам рефинансирования. Отмечу, что за мою каденцию задолженность банков по кредитам рефинансирования и стабилизационным кредитам снизилась на 8.4 млрд гривен, сейчас она составляет 100.5 млрд гривен. Львиная доля задолженности была дана еще до моего назначения Председателем НБУ.

Стоит отметить, что мы не надеемся вернуть рефинансирование, которое выдавалось еще до моего прихода в Национальный банк. Сейчас мы совместно с Фондом гарантирования вкладов работаем над реализацией залогов под эти кредиты в неплатежеспособных банках. С работающими банками, которые не имеют пока возможности обслуживать долги, заключаем соглашения о реструктуризации.

Ликвидность

Сейчас мы имеем сверхликвидную банковскую систему. На депозитных сертификатах НБУ находится 76 миллиардов гривен. На корсчетах 33 млрд грн. В общем ликвидность банковской системы превышает 109 млрд грн. Кроме того, у Фонда гарантирования вкладов физических лиц – 9.4 млрд грн, на едином казначейском счете правительства – 20.5 млрд. грн. Итак, широкая ликвидность достигает 139 млрд грн. Деньги есть.

Банковская система ожидает начало кредитования. А для этого нам нужно реформировать судебную систему и усилить защиту прав кредиторов.

Трансформация Национального банка

Проект трансформации Национального банка поможет сэкономить в 2014-2016 годах 7.3 миллиарда гривен по текущим и капитальным расходам. Хочу подчеркнуть, что с них 5.7 млрд гривен мы уже сэкономили. В первую очередь мы сфокусировались на основных функциях Национального банка. Неключевые функции и активы мы выводим за пределы регулятора.

В частности, Украинская академия банковского дела и Университет банковского дела переданы в Министерство образования и науки. Телеканал БТБ передан Министерству информационной политики.

В рамках организационной трансформации мы сокращаем персонал. Всего в начале прошлого года в штате Национального банка было 11800 сотрудников. Мы поставили перед собой цель к концу этого года сократить штат на 55% – до 5300.

Еще раз подчеркиваю, что сокращение штата Национального банка – это не механические освобождения, а результат 41 проекта внутренней трансформации, происходящей в банке. Мы воплощаем настоящий проектный подход в Национальном банке. И это происходит во всем – от создания монетарного комитета до полной перестройки функций банковского надзора. Начиная с 2017 года проект трансформации позволит экономить только на операционных расходах более миллиарда гривен ежегодно.

МВФ

Отмечу, что все свои шаги по реформированию банковской системы и все свои законодательные инициативы мы четко согласовываем с Комплексной программой реформирования финансового сектора, которая рассчитана до 2020 года и Меморандумом об экономическом сотрудничестве в рамках кредитной программы с МВФ.

Мы искренне благодарны международным донорам, которые помогали нам в этом году финансово и технически. Без преувеличения могу сказать, что международная солидарность и финансовая поддержка Украины, в условиях разрушительного военного шока для экономики, дала нам возможность не допустить дефолта, обеспечить макрофинансовую стабилизацию и уберечь страну от катастрофы.

В течение года Украина получила более 11 миллиардов долларов США по программе от МВФ и связанного официального финансирования от двусторонних стран-партнеров и международных организаций. В частности, мы договорились об открытии валютных своп-линий на сумму до 15 миллиардов юаней с Китаем, в 500 миллионов долларов США со Швецией и до 4 миллиардов злотых с Польшей. Иными словами, общая сумма открытых валютных своп-линий, которыми НБУ может пользоваться при необходимости, достигает 3.8 миллиарда долларов США.

Прогнозы по курсу гривны

Что мы можем сегодня сказать по этому поводу?

Как вы знаете, Министерство финансов заложило в бюджет на 2016 год прогноз курса на уровне 24.1 гривны за доллар, ранее рассчитанный Международным валютным фондом. Со своей стороны Национальный банк считает такой прогноз реалистичным, но осознает риски, которые могут помешать его реализации. Под этими рисками мы понимаем внешние и внутренние факторы, которые находятся вне контроля монетарной политики. Речь идет, в первую очередь, об ухудшении внешней конъюнктуры.

Во-первых, в течение длительного времени цены на основные сырьевые товары украинского экспорта – сталь и зерновые – демонстрировали нисходящую динамику. По нашим оценкам, процесс сбалансирования спроса и предложения и восстановления цен на сырьевых рынках будет происходить довольно медленно.

Во-вторых, Федеральный резерв США начал цикл повышения процентной ставки, который будет создавать напряжение на международных рынках капитала. Соответственно, страны с развивающимися рынками, к которым относится и Украина, сталкиваться с растущей стоимостью заимствований и давлением на свои валюты.

В-третьих, возможные неблагоприятные внешние условия связаны с девальвацией валют стран-торговых партнеров. Несколько месяцев подряд наблюдается обесценивание валют стран с развивающимися рынками, и которые конкурируют с украинскими производителями на третьих рынках. Как следствие, риск постепенного исчерпания конкурентных преимуществ украинских экспортеров, в частности металлов.

НСМЭП

Мы будем рыночными методами наращивать количество эмитированных банками карточек, способствовать развитию условий и сети их обслуживания.

Основным трендом продолжение работы по развитию платежной инфраструктуры в сфере торговли и услуг. Мы прогнозируем, что к 2020 году банковская система расширит сеть платежных терминалов 3800 до 4000-4300 единиц на 1 миллион населения. Этот показатель будет способствовать приближению Украины к европейским стандартам торгового и банковского обслуживания.

Конец своего ежегодного, традиционного выступления глава Национального банка закончила лаконичными словами: “Желаю мира, благополучия, согласия, веры и любви вам, вашим семьям и всей Украине!”.

Джерело: FINANCE.UA

Рубрика: Фінанси і банки/НБУ і банківська система

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «НБУ і банківська система»