В Украине финансовое бедствие терпят с десяток средних и небольших банков. НБУ классифицировал их как проблемные, но никаких существенных действий по спасению этих финучреждений пока что не предпринимает. Тем временем акционеры этих учреждений меняют структуру депозитов, по сути, готовясь к банкротству.
Председатель НБУ Валерия Гонтарева высказала свое отношение к проблемным банкам довольно расплывчато. На вопрос о том, почему в целый ряд учреждений не вводится временная администрация, она сказала: «В Фонд гарантирования вкладов отправляются только те банки, с которыми ничего уже нельзя сделать. Это значит, что если НБУ вместе с акционерами не мог прийти ни к какому решению этого вопроса – вводится временная администрация».
На уточняющий вопрос о том, не смущает ли НБУ присутствие в сегодняшних проблемных банках команд, которые уже «менеджерили» банки, обанкротившиеся в 2008-2009 годах, Гонтарева отметила: «Нас настораживают команды разных банков. Недавно в одном банке вообще уволилось все правление. Поэтому НБУ больше настораживает отсутствие какого бы то ни было управления». Гонтарева уточнила, что в НБУ знают обо всех проблемных финансовых учреждениях. «За каждым таким банком НБУ пристально следит», – заверила она. За кем же следят в банковском регуляторе?
По данным, проблемы с ликвидностью наблюдаются у таких учреждений, как CityCommercebank, «Порто Франко», «Фортуна», «Первый» и другие. Вернуть свои депозиты не могут вкладчики Актив Банка, хотя учреждение получило около 343 млн гривен рефинансирования от НБУ. Другой пример – Терра Банк. Именно из этого учреждения на прошлой неделе уволилась команда управленцев. Отметим, что проблемные банки продолжают действовать на рынке и привлекать новые депозиты – под довольно высокие проценты. Ставки по ним достигают 25% годовых.
Хотя «проблемность» учреждения – по заверениям госпожи Гонтаревой – является банковской тайной, невозможно не заметить постоянные митинги вкладчиков под НБУ и самими банками. Некоторые банки не выплачивают депозиты больше трех месяцев. Но регулятор не признает их неплатежеспособными. 76-я статья закона Украины «О банках и банковской деятельности» подразумевает, что невыполнение банком в течение 10 рабочих дней подряд 10% и более своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами позволяет регулятору признавать его неплатежеспособным.
К примеру, последним банком, в который вошла временная администрация, стал банк «Золотые ворота». Его связывают с экс-губернатором Харьковской области Михаилом Добкиным. Проблемы у банка начались еще в марте, однако НБУ не применял жесткие меры на фоне обещаний акционеров о докапитализации. В итоге Нацбанк вынужден был констатировать, что акционеры не сделали практически ничего для восстановления нормальной работы финучреждения. Зато банкиры успели «поработать» с балансовыми показателями банка.
По состоянию на 1 июля 2014-го в банке «Золотые ворота» находилось 570 млн гривен средств граждан, из них 280 млн гривен – это депозиты. Кварталом ранее эти показатели составляли 800 млн гривен и 90 млн гривен соответственно. Вклады юрлиц за этот квартал просели почти на 150 млн гривен: к 1 июля они составляли всего 58 млн гривен.
Такое изменение конфигурации вкладов в балансе может говорить о том, что за второй квартал в банке депозиты переоформлялись искусственно. Это делается для того, чтобы вклады подпадали под гарантии ФГВ.
Опрошенные Forbes банкиры подтверждают, что в ряде финучреждений ввод ВА специально оттягивается для манипуляций со структурой депозитов. Кроме того, «деструктивная» работа в некоторых «карманных» банках проводится с кредитами, которые выданы связанным предприятиям. Это существенно уменьшает шансы ФГВ найти инвестора для проблемного учреждения в будущем.
По мнению, проблемные банки ожидают несколько сценариев. Первый – возможное спасение либо через капитализацию со стороны акционеров, либо через договоренности между акционерами и НБУ с последующим выделением рефинансирования или стабилизационного кредита. Напомним, что рефинансирование проще выделяется под залог государственных ценных бумаг. Аналитик Украинского кредитно-рейтингового агентства Андрей Конопляный объясняет, что стабкредиты выделяются при наличии у банка программы финансового оздоровления. Например, по данным, такая программа оздоровления есть у Актив Банка. Правда, руководство учреждения не показывает сам план даже всем акционерам.
Кроме того, не все банкиры могут договориться с НБУ о рефинансировании. Например, VAB Bank Олега Бахматюка вводил ограничения на снятие ликвидности. Однако этот банк получил 8,5 млрд гривен рефинансирования от НБУ с начала 2014 года. В противовес ему банк «Форум» Вадима Новинского не мог получить рефинансирование от Нацбанка под руководством Степана Кубива.
Второй сценарий – введение временной администрации с последующей продажей новым собственникам. Так в свое время были спасены Поминвестбанк, «Надра» и другие учреждения. Но стоит признать: сейчас речь может идти о символической плате.
Третий сценарий – ликвидация. Экс-член совета НБУ Василий Горбаль напоминает, что с начала 2014 года ни один банк не смог вернутся на рынок после того, как туда вошли специалисты из ФГВ. «Если банк столкнулся с серьезными проблемами, то лучше заморозить учреждение, а не доводить его до исковерканного состояния», – считает Горбаль.
Он подчеркивает, что короткие пассивы и длинные активы приводят к трудностям небольших «карманных» банков. На этом этапе банк еще можно спасти. «Главное, чтобы на этом промежуточном этапе банк не начали разворовывать. Увы – я сам получил подобный опыт, когда менеджеры среднего звена пробуют переоформлять депозиты и т.д. Шел поезд, кто-то нажал стоп-кран. В это время кто-то берет с полки чемодан – очень часто не свой», – резюмирует Горбаль, вспоминая историю Укргазбанка, почетным президентом которого являлся. Напомним, что это учреждение было рекапитализировано государством.
Маргарита Ормоцадзе, Александр Моисеенко