Оксана Маркарова - первый заместитель министра финансов. Маркарова руководит аппаратом министерства и занимается бюджетными вопросами. Как представитель Минфина чиновница входит в наблюдательные советы всех четырех госбанков - Ощадбанка, Укргазбанка, Укрэксима и Привата. В 2016 году Оксану Маркарову назначили правительственным уполномоченным по инвестициям, она координирует Офис по привлечению и поддержке инвестиций.
В интервью LIGA.net Оксана Маркарова рассказала о том, как продвигаются поиски главы правления ПриватБанка, когда будет готова стратегия развития госбанков и каким будет бюджет 2018 года.
О ПриватБанке
Чем сейчас занимается наблюдательный совет ПриватБанка? Как часто он собирается, что обсуждаете?
Я вхожу в наблюдательные советы всех четырех государственных банков, но совет ПриватБанка наиболее активный. Как правило, набсоветы в банках, где ситуация стабильная, собираются раз в квартал. Если говорить о ПриватБанке, то я не могу вспомнить месяц, когда бы мы не собирались в режиме видеопереговоров или рабочих совещаний. Мы это делаем даже чаще.
С января у набсовета было параллельно две задачи: с одной стороны, стандартные вопросы по текущим делам, с другой - надо было работать над стратегией и завершением процесса докапитализации банка. В первые полгода также были вопросы, связанные с завершением двух аудитов.
Сейчас вместе с правлением банка мы работаем над новой стратегией развития. Это очень детальный документ, описывающий стратегию развития ПриватБанка в ближайшие пять лет. Ее цель - максимизация стоимости банка для выхода государства из капитала Привата через 5 лет. Документ сейчас находится на завершающей стадии разработки.
Набсовет ПриватБанка утвердил шорт-лист кандидатов на пост главы правления. Каких кандидатов рассматривает наблюдательный совет? Из каких стран, с каким опытом?
Мы завершили проведение собеседований. Я не могу рассказывать подробности до того, как решение будет принято, учитывая чувствительность данного вопроса. Мы рассматриваем как украинских специалистов, так и иностранных, наиболее профессиональных. Мы, конечно, хотели бы сделать все быстрее, но качество гораздо важнее. Вместе с советником, которого мы выбрали, мы сейчас очень активно ищем кандидата. Могу сказать, что здесь мы также на завершающей стадии.
Какой дедлайн по выбору главы правления? Что замедляет процесс поиска?
После того как предыдущий глава правления объявил о своем уходе, наблюдательный совет сразу начал поиск. Некоторое время занял отбор рекрутера, который нам помогает. Мы движемся настолько быстро, насколько нам позволяют процедуры, в том числе графики потенциальных кандидатов и самого набсовета. Мы же не можем запланировать собеседования на каждый день, но стараемся это сделать как можно быстрее. Как только процедура будет завершена и кандидата выберут, мы сразу же об этом сообщим.
Наблюдательный совет сейчас общается с представителями бывших владельцев или с бывшими владельцами?
Мы не общаемся с бывшими владельцами. Вы знаете, что мы проводили оценку кредитного портфеля и нанимали советников. Это консорциум компаний Rothschild & Co, Финпоинт, E&Y, и они провели большую работу как по анализу портфеля, так и по переговорам с бывшими владельцами о реструктуризации. Сам набсовет в переговорах участия не принимает.
У компании Rothschild & Co закончился контракт, кто сегодня ведет переговоры?
У нас был контракт, касающийся первой части - оценки портфеля и проведения переговоров. Они представили нам отчет о проделанной работе, сейчас мы его внимательно изучаем.
Как изменилась модель работы банка с момента его национализации? Есть ли уже в корпоративном портфеле реальные заемщики?
У банка есть свои конкурентные преимущества, на которых он фокусируется: платежные системы, транзакционный бизнес в целом, работа с физическими лицами, МСБ. Проблемный корпоративный портфель с кредитами, которые были признаны связанными по результатам аудитов, практически на 100% зарезервирован. Этот портфель по большей части не работает, по нему ведется претензионная работа.
Живой корпоративный портфель достаточно небольшой. После того как были приняты новые принципы кредитной политики, банк достаточно осторожно движется в этом направлении. Речь, конечно, не будет идти о финансировании гигантских предприятий, но банк немного кредитует малый и средний бизнес.
На сегодняшний день крупнейший актив в портфеле ПриватБанка - это государственные ценные бумаги. Мы бы хотели, чтобы было больше рыночных активов, но здесь важно, чтобы ПриватБанк, возвращаясь к активному кредитованию, правильно построил все функции - риск-менеджмент, комплаенс, кредитную политику. Сейчас на это направлены силы правления и совета.
О стратегии госбанков и проблемных кредитах
В Финансовом комитете Верховной Рады последние полгода критикуют Минфин из-за того, что до сих пор нет доработанной стратегии развития госбанков. Насколько стратегия как документ критически необходима сегодня, учитывая, что все государственные банки и так постепенно реформируются?
Стратегия для нас очень важна, но она у нас уже принята с 2016 года. Сейчас в этой стратегии не хватает ПриватБанка. Также в ней в 2016 году была секция об урегулировании проблемных кредитов в банках, но позже она была удалена, потому что предложенный подход не поддержали ни Национальный банк, ни наши международные партнеры. У нас нет сомнений, что эти два пункта надо доработать.
Стратегия требует обновления, и мы начали этим заниматься с марта 2017 года. 20 октября мы презентовали в закрытом режиме на парламентском комитете наше видение проекта обновленной стратегии госбанков, в которой будет часть, касающаяся и ПриватБанка, а также будут предложены варианты решения вопроса с проблемными активами. В настоящее время идет активное обсуждение с коллегами из МФО, НБУ и с наблюдательными советами банков, после чего стратегия будет утверждена Кабмином и опубликована.
Как поменялись запланированные ранее сроки продажи Укргазбанка и привлечения инвесторов в Ощадбанк и Укрэксимбанк?
Привлекать международные финансовые институты в Ощадбанк мы по-прежнему планируем в 2018 году, относительно Укрэксимбанка мы рассматриваем разные опции. Укргазбанк, согласно действующей стратегии, мы планировали продать до конца 2017-го. Уже очевидно, что до конца этого года мы не завершим выход государства из банка, поэтому просто немного скорректируем срок в обновленной стратегии. Я думаю, что сроки, безусловно, важны, но все-таки главное - это качество. Мы хотим привлечь покупателя с высокой репутацией, качественного частного владельца, международную финансовую группу для того, чтобы не просто государство вышло, а чтобы использовать эту продажу для привлечения новых серьезных инвесторов в банковский сектор.
Доля проблемных кредитов в госбанках составляет более 71%. Почему это произошло и как решить проблему?
Проблемные кредиты в каждом банке образуются в результате обычной деятельности, даже если все процедуры там работают соответственно правилам. Конечно, их доля должна быть управляемая, и внутренние подразделения банка должны справляться с этой проблемой сами. Однако в 2014 году банковская система столкнулась с кризисом. В результате доля проблемных кредитов в портфеле госбанков с 10% резко увеличилась до 70%.
Незаконная аннексия Крыма, военная агрессия и оккупация части территории на Донбассе, фактическая потеря российского рынка для многих компаний, девальвация стали причинами резкого ухудшения качества активов банков. В государственных банках к этим причинам добавились так называемые политические кредиты, выданные компаниям, связанным с политиками и чиновниками, которые бежали или были отстранены от государственных позиций, вследствие чего такие кредиты стали проблемными. Высокий уровень NPL (проблемных кредитов. - Ред.) после большого кризиса - не уникальная ситуация для нашей страны. И Ирландия, и Кипр, и Греция - многие страны столкнулись с таким же масштабным банковским кризисом, и большинство из них обратились к централизованному решению этой проблемы. Потому что на самом деле после кризиса одинаково важно как урегулировать проблемные кредиты и получить максимально возможный возврат по ним, так и очистить балансы банков от этих активов, чтобы банки могли и дальше нормально работать и вернуться к кредитованию.
Недавно Минфин озвучил предложение создать госкомпанию по управлению проблемными активами государственных банков. Почему банки сами не могут справиться со своими NPL-портфелями?
На самом деле еще два года назад мы хотели создать агентство, в которое можно было переместить проблемные активы госбанков, но это предложение не поддержал Национальный банк и международные партнеры. К небанковской структуре, которую мы предлагали создать, уже не применялись бы нормативы, как к банкам, не было бы постоянной потребности докапитализировать ее за счет бюджета. Мы бы очистили банковские балансы и могли бы быстрее возобновить кредитование. В специализированное агентство одноразово можно было бы переместить токсичные кредиты, которые сформировались до начала 2015 года. В том числе мы предлагали дать законодательно этой структуре более широкие полномочия по взысканию с заемщиков имущества. Однако нам не удалось убедить наших коллег в правильности такого решения. Я уверена, если бы мы создали его в 2015 году, то уже сейчас видели бы лучшие результаты государственных банков.
Проблема NPL обязательно должна быть решена, мы искали и другие решения. Год назад заработал предложенный нами и принятый парламентом закон о добровольной финансовой реструктуризации. К сожалению, пока лишь семь кредитов прошли через эту процедуру. Хотя в той же Турции именно принятие подобного механизма позволило кардинально разрешить проблему и очистить балансы.
Госбанки не готовы продавать или списывать кредиты ниже балансовой стоимости, а без этого большую часть проблемных кредитов невозможно реструктуризировать. Поэтому сейчас вместе с парламентским комитетом мы работаем над тем, как сделать закон максимально эффективным.
Почему Национальный банк и МВФ против создания агентства по управлению проблемными активами?
Международные партнеры против создания дополнительной государственной институции, пока не запущено корпоративное управление по международным стандартам во всех банках с государственным участием. Они сомневаются, что в этой структуре мы сможем обеспечить независимое профессиональное управление.
Национальный банк был готов обсуждать создание централизованного инструмента, но для всего банковского сектора, а не только для государственных банков. Тут уже Минфин не был готов, так как этот подход требовал бы огромных бюджетных средств. Соответственно, и регулятор, и международные партнеры в итоге высказались за то, чтобы правильно докапитализировать банки, резервировать неработающий портфель, и каждый из госбанков должен сам продавать/списывать проблемные кредиты. Но, как я уже сказала, государственные банки не готовы списывать кредиты и фиксировать убытки, нанесенные публичным деньгам. В результате мы не видим большого прогресса в урегулировании проблемных кредитов в государственных банках. Есть положительная динамика в Укргазбанке, но и там остается актуальным вопрос, что делать с имуществом, которое оказалось на балансе банка много лет назад по цене, которая на сегодняшний день в разы превышает рыночную.
Национальный банк представил на рассмотрение свое видение в форме законопроекта о создании частных компаний по управлению проблемными активами. Сегодня он обсуждается с рынком и международными партнерами. Мы в свою очередь тоже пытались привлечь к работе с проблемными кредитами государственных банков международные частные компании, которые занимаются проблемными активами и реструктуризацией во всем мире. Практически со всеми возможными игроками на этом рынке мы переговорили в течение двух лет, максимально пытались привлечь их или хедж-фонды под их управлением. Но на этой стадии мы не увидели у них заинтересованности в Украине. Для нас предпочтительно, конечно, чтобы частный сектор занимался такими активами и нам не приходилось тратить дополнительные бюджетные средства. Но защита прав кредиторов и судебная реформа - небыстрые изменения.
Реально ли полностью или частично продать частному инвестору государственные банки с таким большим портфелем проблемных кредитов?
Безусловно можно, но покупатель минимально оценит такие активы. Он посчитает риски от судебных процессов и связанные с ними репутационные риски. Все это отразится на цене вхождения инвестора в банк не в лучшую сторону. В то же время, если мы видим, что банк данный актив может продать/реструктуризировать индивидуально на лучших условиях, то надо позволить ему сделать это до продажи, чтобы получить лучшую цену. Это и было одной из причин нашего предложения создать централизованное агентство. Такой вариант позволил бы нам быстро передать туда проблемные активы и параллельно привлечь инвестора в очищенный банк с лучшими оценками стоимости. Агентство бы сконцентрировалось на максимальном возврате денег от "проблемки". Мы даже думали, что агентство могло бы сделать информацию о проблемных кредитах максимально прозрачной и публичной - по примеру нашего портала использования публичных средств eData (spending.gov.ua), который мы запустили в сентябре 2015 года и который открыл все транзакции казначейства в режиме онлайн.
О Бюджете - 2018
Когда Верховная Рада рассмотрит проект бюджета 2018 года в первом чтении?
На сегодняшний день бюджет уже подан в парламент. 2 октября бюджетный комитет собрал все депутатские предложения к проекту, получилось 2285 правок на общую сумму свыше триллиона гривень. Министерство финансов отработало их с бюджетным комитетом, и комитет уже подготовил бюджетные выводы для рассмотрения в зале. Первое чтение, где принимаются бюджетные выводы депутатов, должно было состояться до 20 октября. Мы видим, что Верховная Рада пока не рассмотрела их. Если парламент поддержит бюджетные выводы, бюджет возвращается в КМУ и Министерство финансов, и мы его дорабатываем ко второму чтению. Я надеюсь, что задержка в парламенте будет недолгой, мы вернемся в график и в этом году примем бюджет еще раньше, чем в прошлом.
Доходная часть бюджета 2018 года увеличится на 16%. Доходы, по расчетам Кабмина, вырастут за счет налоговых поступлений. ГФС неофициально говорит, что планы завышены, рост поступлений, показанный в этом году, не может быть бесконечным.
Планы не завышены, они вполне соответствуют экономическому росту, который мы закладываем. Мы в этом году впервые, кроме индексации акцизов на сигареты на 16,7%, не увеличиваем налоги и не повышаем ставки налогов. Наши ожидания основаны на росте поступлений от НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ренты.
Мы рассчитываем на рост бизнес-активности. Я не вижу рисков по доходным статьям, и официально наши прогнозы базируются в том числе на информации от ГФС. Некоторые риски мы уже учли, уменьшив часть чистой прибыли. Для государственных компаний мы снижаем норматив с 75 до 50%, ведь мы видим их потребность в развитии. Мы очень реалистично оценили поступления от налогов и уверены в этих цифрах полностью.
Как показывает этот год, и в прошлом году мы тоже достаточно реалистично оценили доходную часть. Мы полностью выполняем налоговые и неналоговые поступления.
В следующем году Кабмин прогнозирует получить от приватизации 22,5 млрд грн, несмотря на то что в предыдущие годы доходы от приватизации были минимальными. Как можно надеяться на успешную приватизацию в следующем году?
В следующем году продажа госпредприятий будет более реалистичной, чем в этом, благодаря новому законопроекту о приватизации (№7066). По сравнению с двумя предыдущими проектами, которые так и не стали законами, этот законопроект получил широкую поддержку всех сил коалиции. После того как будут проголосованы все реформы, мы ожидаем, что подойдем к голосованию приватизационного закона. Он уже прошел одобрение Национального совета реформ и комитета Верховной Рады. Этот закон существенно упростит приватизацию и сделает ее более прозрачной. Он четко определяет, что именно идет на продажу, предусматривает применение электронных торгов. Мы даем возможность инвестору при любых спорах обращаться сразу в международный арбитраж и много других положительных новаций. Мы надеемся на его принятие в первом чтении в первые две сессионные недели ноября.
Насколько влиятельна с точки зрения бюджета пенсионная реформа? Ее недавно одобрили, а бюджет был составлен и подан раньше
В трехлетней бюджетной резолюции и в проекте бюджета-2018 уже была учтена пенсионная реформа. Кстати, так же, как и медицинская и часть новаций в образовательной сфере. И в бюджетной резолюции, и в проекте бюджета трансферт на покрытие дефицита Пенсионного фонда на следующий год составит 141 млрд грн, так же, как и в этом году. Пенсионная реформа предусматривает, что в следующие три года трансферт в Пенсионный фонд будет оставаться на уровне 141 млрд грн, несмотря на то что пенсии осовремениваются и растут. Параметрическая пенсионная реформа позволит генерировать больше поступлений в Пенсионный фонд и не увеличивать расходы на покрытие дефицита.
После 2021 года начнется снижение расходов, и через семь лет мы должны выйти на бездефицитный Пенсионный фонд. Сравнивая с ситуацией у наших европейских коллег, которые также принимают решения для преодоления дисбалансов пенсионной системы, могу сказать, что это очень амбициозные и положительные пенсионные изменения, и они действительно дают возможность оздоровить публичные финансы в долгосрочной перспективе.
В бюджете следующего года указывается прогнозный курс доллара. В 2018 году, по расчетам ведомств, средний курс будет 29,3 грн/$, а курс в конце года составит 30,1 грн/$. Многих эта цифра пугает. Значит ли это, что средний курс непременно должен быть не меньше 29,3 грн/$? Какие могут быть последствия для бюджета, если прогноз не оправдается и средний курс будет меньше 29,3 грн/$?
Бюджет, как известно, не устанавливает курс валют. При построении бюджета используются показатели из макропрогноза, который Кабинет министров утвердил еще в мае. Этот прогноз готовит Министерство экономики с учетом позиции Национального банка и прогнозов МВФ, так как мы находимся в программе. Для того чтобы построить реалистичный бюджет, мы всегда за основу берем консервативный сценарий прогноза. В бюджете курс влияет как на доходы, так и на расходы. Но даже если по итогам года средний курс будет не 29,3 грн/$, а меньше, то это означает, что у нас будет меньше расходов, связанных с валютными расчетами, но и меньше доходов, например от импортного НДС. И даже в таком случае ситуация будет сбалансированной.
Бюджет составлен исходя из прогноза, что экономический рост достигнет 3%. Какие есть предпосылки для 3-процентного роста в следующем году?
Развитие промышленности, ускорение украинского экспорта и приток новых инвестиций дадут нам возможность ускорить экономический рост. Уже год работает Офис по привлечению инвестиций InvestUkraine, который вместе с другими министерствами занимается системными вопросами и конкретными проблемами инвесторов. Для того чтобы привлечь новых инвесторов, надо сделать бизнес более комфортным для тех, кто уже работает в Украине. Первыми, кому позвонят новые потенциальные инвесторы, будут компании, которые уже здесь есть.
За полгода в Украину поступило $711,2 млн прямых иностранных инвестиций. В прошлом году было чуть больше $1 млрд без учета средств, которые ушли на докапитализацию банков. Как именно InvestUkraine привлекает капитал в Украину?
Когда мы создавали Офис, у нас была задача привлечь $1 млрд в дополнение к тем, которые прогнозируются. Деятельность Офиса точно помогает привлекать инвестиции. Когда инвесторы видят, что есть к кому обратиться, есть диалог с правительством, им легче принимать решения. Наша задача - не ждать, когда об Украине услышат, а приглашать инвесторов. Мы составили список из 500+ компаний мира с высокой репутацией, и мы работаем с этим списком.
Какой процент компаний из этого списка уже откликнулись и ведут с вами переговоры?
Мы работаем с инвесторами из области инфраструктуры - General Electric, Hutchison Ports, Greenbrier и многими другими, они в активном диалоге с профильными министерствами, с государственными компаниями. А офис выступает координирующей организацией, особенно там, где идет работа на стыке нескольких министерств и ведомств. Мы работаем с мировыми компаниями в области агробизнеса, инноваций. У нас очень удачный опыт привлечения немецких и австрийских компаний среднего уровня в Западную Украину, куда они переносят часть своих производств. За последние полтора года у нас открылось около 10 новых производств - частей производственных цепочек иностранных автопроизводителей.
На прошлой неделе я, торговый представитель Украины Наталия Микольская и наши офисы - UkraineInvest и Офис продвижения экспорта - в составе делегации во главе с премьер-министром посетили Глобальный форум в Торонто. Встречи в Торонто были очень результативными. UkraineInvest уже на декабрь планирует приезд в Киев потенциальных инвесторов, в том числе в банковский сектор, страховой и агробизнес.
Кристина Болотова