Головна Усі новини Праця та соціальний захист Трудові відносини

Допуск до роботи мобілізованих працівників і особливості правового статусу мобілізованих

Які пільги та гарантії передбачені для мобілізованих працівників? В які терміни відбувається демобілізація? Якими документами підтверджується звільнення особи з військової служби? Коли демобілізований працівник повинен приступити до роботи?

Что такое мобилизация и особый период?

Учитывая ситуацию, сложившуюся в Украине, в обществе тема мобилизации становится все более актуальной. В значительной степени эти вопросы коснулись и работодателей. Все чаще возникают проблемные вопросы, связанные с мобилизацией военнообязанных работников на особый период, в частности, по сохранению за этими работниками рабочего места, проведению выплат в течение времени отсутствия на работе в связи с мобилизацией и т. д.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21 октября 1993 года № 3543-XII (далее — Закон № 3543) под мобилизацией подразумевается комплекс мероприятий, осуществляемых с целью планомерного перевода национальной экономики, деятельности органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятие) на функционирование в условиях особого периода, а Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, Оперативно-спасательной службы гражданской обороны — на организацию и штаты военного времени.

Мобилизация может быть всеобщей или частичной и проводится открыто или скрыто.

Особым периодом согласно статье 1 Закона № 3543 является период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, сил гражданской обороны, предприятий, а также выполнение гражданами Украины своего конституционного долга по защите Отчизны, независимости и территориальной целостности Украины, который наступает с момента объявления решения о мобилизации (кроме целевой) или доведения его до исполнителей относительно скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях и включает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период по окончании военных действий.

В соответствии с Указом Президента Украины «О частичной мобилизации» от 14 января 2015 года № 15/2015, утвержденным Законом № 113-VIII от 15 января 2015 года (далее — Указ № 15/2015) объявлено проведение в течение 2015 года очередной волны частичной мобилизации.

Льготы и гарантии работникам, призванным на военную службу по мобилизации, на особый период

Согласно абзацу первому части 2 статьи 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25 марта 1992 года № 2232-XII (далее — Закон № 2232) за гражданами Украины, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения сроком до окончания особого периода или до объявления решения о демобилизации, но не более одного года, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии независимо от подчинения и формы собственности, места учебы в учебном заведении независимо от подчинения и формы собственности и независимо от формы обучения.

Льготы и гарантии, указанные в абзаце первом части 2 статьи 39 Закона № 2232, для работников предусмотрены также и частью третьей статьи 119 КЗоТ. Средний заработок на предприятии согласно этой норме должен компенсироваться из бюджета. Такие компенсации осуществляются в соответствии с Порядком выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2015 года № 105, который вступил в силу со дня его утверждения.

Обратить внимание. Невыплата работодателем средней заработной платы работникам, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией является нарушением законодательства о труде и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).

С целью непреложного выполнения законодательства в сфере обороны, мобилизации и защиты прав граждан Украины, призванных по мобилизации постановлением Верховной Рады Украины «О дополнительных мерах по укреплению обороноспособности и безопасности государства» от 6 мая 2014 года № 1238-VII, поручено Генеральному прокурору Украины проверить факты увольнения с работы и отказа в выплате заработной платы гражданам, призванным на военную службу по мобилизации.

Согласно абзацу второму части 2 статьи 39 Закона № 2232 и части четвертой статьи 119 КЗоТ за работниками, призванными по мобилизации, на особый период, которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с приемом на военную службу по контракту, сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии, независимо от подчинения и формы собственности, больше чем на один год. Таким образом, если такой работник будет подлежать увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но изъявит желание продолжить военную службу на контрактной основе, работодатель не может уволить его с работы, даже если срок военной службы по контракту будет превышать один год.

Следовательно, в случае призыва работника на военную службу по мобилизации, на особый период, на время его отсутствия работодатель может принять другого работника по срочному трудовому договору.

Демобилизация во время особого периода. Когда ее ожидать?

Пунктом 6 Указа № 15/2015 предусмотрено увольнение военнослужащих, которые были призваны на военную службу по мобилизации, на особый период, в соответствии с Указом Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17 марта 2014 года № 303/2014, в определенные сроки, но не позже чем за 10 суток до окончания однолетнего срока их пребывания на военной службе, и перевозка уволенных военнослужащих до места жительства (пребывания).

А в пункте 7 Указа № 15/2015 указывается на необходимость уведомления руководителей органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий всех форм собственности, что согласно статье 39 Закона № 2232, статье 119 КЗоТ за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву в связи с мобилизацией, на особый период, закреплены гарантии по сохранению за ними места работы (должности) на срок, не превышающий одного года.

И поэтому демобилизация военнослужащих, призванных в ряды Вооруженных Сил Украины в рамках первой очереди мобилизации, будет происходить в марте — мае, поскольку в марте месяце истекает срок гарантирования сохранения среднего заработка и рабочих мест для граждан, которые были призваны в ходе первой очереди мобилизации.

Какими документами подтверждается увольнение лица с военной службы?

Как указывается в письме Генерального штаба Вооруженных Сил Украины от 21 августа 2014 года № 322/2/7142, окончанием военной службы для резервистов и военнообязанных является день исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части, о чем делается соответствующая запись в военном билете. А следовательно, и об увольнении лица с военной службы после принятия решения о демобилизации должна вноситься соответствующая запись в военный билет.

Положение о военном билете рядового, сержантского и старшинского состава и Положение о военном билете офицера запаса утверждены Указом Президента Украины от 25 мая 1994 года № 263/94. В соответствии с этими Положениями записи и отметки в военном билете делают должностные лица районных (городских) военных комиссариатов (органов Службы безопасности Украины), которые отвечают за его выдачу и заполнение. Записи в военном билете удостоверяют гербовой мастиковой печатью.

Каких-либо других дополнительных документов, подтверждающих увольнение лица с военной службы, законодательством сейчас не предусмотрено.

Основания и порядок увольнения военнослужащих с военной службы установлены:

Порядок допуска демобилизованных работников к работе

Стоит отметить, что специальные нормативные акты, направленные на урегулирование вопросов, касающихся допуска демобилизованных работников к работе, на сегодня не приняты. Поэтому нужно руководствоваться существующими нормами трудового и иного законодательства. Логично будет считать (поскольку иное законодательством не предусмотрено), что работник должен прибыть на работу после увольнения его с военной службы в разумный срок, с учетом времени, необходимого для оформления соответствующих документов и проезда до места проживания.

Если на время отсутствия мобилизованного работника был принят по срочному трудовому договору другой работник, то последний должен быть уволен согласно пункту 2 статьи 36 КЗоТ (окончание срока). В связи с этим работник должен предварительно надлежащим образом уведомить работодателя о демобилизации и своем выходе на работу или о продолжении военной службы на контрактной основе. И все же такая обязанность работника законодательством не предусмотрена. И поэтому работодатель, в случае невыхода работника на работу по окончании годового срока со дня призыва на военную службу по мобилизации, должен сам выяснять судьбу работника, ввиду того, что в соответствии с абзацем первым части 2 статьи 39 Закона № 2232 и частью третьей статьи 119 КЗоТ место работы (должности) за такими работниками сохраняется на срок, не превышающий одного года. Для получения официальной информации стоит обращаться в военкомат по месту жительства работника.

Обязанность работодателя издавать приказ (распоряжение) о допуске демобилизованного работника к исполнению функциональных обязанностей законодательством не предусмотрена, ведь работник с работы не увольнялся. Однако издать такой приказ иногда является целесообразно, особенно если речь идет о руководителях, которые должны подписывать соответствующие документы.

Приказ или распоряжение о допуске демобилизованного работника к исполнению функциональных обязанностей также будет основанием для его табелирования и начисления заработной платы за фактически отработанное время или выполненную работу.

После допуска демобилизованного работника к работе работодатель должен проконтролировать постановку этого работника на воинский учет, поскольку в соответствии с частью 11 статьи 11 Закона № 2232 лица, уволенные с военной службы, обязаны в пятидневный срок прибыть в районные (городские) военные комиссариаты (военнообязанные Службы безопасности Украины — в Центральное управление или региональные органы Службы безопасности Украины) для постановки на воинский учет. А согласно части 4 статьи 34 Закона № 2232 персональный учет призывников и военнообязанных предусматривает учет сведений в отношении призывников и военнообязанных по месту их работы или учебы и возлагается на руководителей предприятий независимо от подчинения и форм собственности.

Обратить внимание. Законодательством прямо не предусмотрена обязанность работодателя сохранять за демобилизованным работником средний заработок в период со дня увольнения его с военной службы и до дня выхода на работу. Лишь частью 1 статьи 13 закона № 2232 предусмотрено, что за гражданами Украины, которые проходят подготовку по военно-техническим специальностям с отрывом от производства, средний заработок сохраняется на все время подготовки, включая время проезда до места подготовки и в обратном направлении.

Если работник после увольнения с военной службы в связи с демобилизацией вышел на работу несвоевременно, то это еще не является основанием применения к нему мер дисциплинарного воздействия. Работодатель в первую очередь должен выяснить причины этого. Если несвоевременная явка на работу произошла по вине воинской части, в которой работник проходил службу, то за демобилизованным работником в период со дня увольнения его с военной службы и до дня выхода на работу средний заработок должен быть сохранен.

Если несвоевременная явка на работу произошла по вине самого работника, мы советовали бы также не принимать к нему меры дисциплинарного воздействия, с учетом психического состояния такого лица, даже при наличии оснований для увольнения его за прогул. Особенно это касается лиц, которые находились на передовой или в плену. Период отсутствия работника на работе в таких случаях можно оформить, например, как отпуск без сохранения заработной платы.

Таким же образом мы советовали бы поступить и в случае выхода работника на работу после истечения годового срока со дня призыва. Однако при этом работодатель не обязан сохранять за работником средний заработок по окончании годового срока пребывания на военной службе, даже если это произошло по вине соответствующего воинского формирования.

Допуская демобилизованного работника к работе, работодатель обязан учитывать состояние здоровья этого работника и, при необходимости, в установленном порядке направить его на медицинский осмотр. Если работа противопоказана работнику по состоянию здоровья, работодатель должен принять меры по переводу его на более легкую работу в соответствии со статьей 170 КЗоТ.

Действия работодателя в случае установления демобилизованному работнику после лечения инвалидности

Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 года № 875-XII (далее — Закон № 875) гарантирует инвалидам равные со всеми другими гражданами возможности для участия в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, создание необходимых условий, позволяющих этой категории лиц вести полноценный образ жизни согласно индивидуальным способностям и интересам.

В соответствии со статьей 1 Закона № 875 инвалиды в Украине владеют всей полнотой социально-экономических, политических, личных и свобод, закрепленных Конституцией Украины и другими законодательными актами.

Обратить внимание. Законодательство не запрещает использовать труд инвалидов всех трех групп. Главное для труда инвалида — не группа инвалидности, а отсутствие медицинских противопоказаний.

Лицу, признанному инвалидом, медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) выдает:

Если демобилизованному работнику после лечения будет установлена инвалидность, то это не является препятствием для продолжения им трудовой деятельности, при условии, что работа не противопоказана ему по состоянию здоровья в соответствии с заключением МСЭК об условиях и характере труда.

Если же работа будет противопоказанной инвалиду по состоянию здоровья, работодатель должен с согласия инвалида перевести его на другую, более легкую работу, условия и характер которой соответствовали бы заключению МСЭК.

При отсутствии такой работы или если инвалид отказывается от перевода, работодатель может уволить его по пункту 2 статьи 40 КЗоТ.

Бойко Николай

Джерело
Довідник кадровика
Рубрика:
Праця та соціальний захист / Трудові відносини
Теги:
Трудові відносини , Мобілізація

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції.

Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

Коментарі: 3

Новини по темі

Консультації по темі

Хочете отримувати

найважливіші новини від «Дебету-Кредиту»?