Много лет нас учили в школе одной очень странной фразе – «Главное не победа, а участие». Говорили даже, что это девиз Олимпийских игр! Для тех, кто смотрит спорт по телевизору, очевидно, что в спорте, как нигде, для участников важна именно победа – место на пьедестале. Участие само по себе важно только для африканских спортсменов, впервые выступающих в лыжных гонках. И, наверное, уже не осталось никого, верящего в спортсменов-любителей, которые побеждают на Олимпиадах и чемпионатах мира – везде давно уже только профессионалы!
Победы остаются в истории – кто бы помнил выступление сборной Украины на чемпионате мира по футболу в 2006 году, если бы она проиграла всем? Другое дело – первый в истории выход в четвертьфинал. И это запомнят до тех пор, пока не будет достигнута следующая ступень – например, полуфинал.
Бизнес очень близок к спорту – конкуренция, отдача всех сил, сосредоточенность на результате. В нашем случае результат – это прибыльность компании. По этому критерию оценивают нас всех.
Все вы, надеюсь, помните, как мы относимся к ошибкам – как к поводу для обучения. Но давайте представим себе ситуацию, что человек постоянно ошибается, все время по-разному, и очень хорошо учится на своих ошибках. Становится большим экспертом – и это хорошо. Но я хочу спросить: «А где же деньги?» Если не приходит результат – то все усилия были потрачены впустую и не стоят заплаченных за них денег.
Жизнь очень несправедлива, особенно в бизнесе – мы все трудимся, не покладая рук, а призы получают немногие...
Во многих известных мировых компаниях жизнь на работе давно уже превратилась в бесконечный «процесс», который захватывает и не отпускает. Сотрудник делает много разных манипуляций – файлы, таблицы, телефонные звонки, телеконференции, ужины с клиентами и так далее. Проблема в том, что этот «процесс» постепенно превращается в ритуал – делание чего-то, когда уже не понимаешь смысла происходящего. Когда человек говорит: «Я писал, звонил, объяснял – но ничего не получилось! Но я же старался!» Всем нам надо понять и запомнить, что компания платит зарплату, бонусы, дает «Золотые значки» и тому подобное – не за старания, а за результат.
Я очень против ритуалов на работе – для них место в церкви. Все, что мы делаем в офисе, должно быть подчинено одной цели – победить на рынке. Для этого не надо ни бесконечных «процессов», ни ритуалов – нужны конкретные проекты и результаты, выраженные в цифрах. Если что-то невозможно измерить, то этого не стоит делать.
Зачем вы каждый день ходите на работу? Выполнять некие заведенные ритуалы? Или добиться победы? Может так получиться, что, ответив на этот вопрос честно, вы поймете, что нам надо идти разными путями...
Когда компании надо сделать невозможное, совершить прорыв, то люди очень мало думают о ритуалах и «процессах», только о победе и результате. Так бывает, когда вы загоняете кошку в угол, и внезапно оказывается, что это не кошка, а настоящий лев.
Нам удалось забрать долю рынка у конкурентов, и мне известно, что мы очень их удивили. Но я уважаю конкурентов – поэтому точно знаю, что они готовятся достойно нам ответить и забрать обратно потерянную долю рынка. Поэтому – никакой самоуспокоенности, ни в коем случае не считать, что мы самые умные и везучие. Нам нельзя увлечься внедрением всевозможных процессов, процедур и рутины, как это свойственно большим компаниям на европейских рынках, и делать это, для того «чтобы было».
Вспоминается еще один яркий образ – на этот раз не из спорта, а из литературы, точнее – из «Алисы в Зазеркалье»:
– У нас, – сказала Алиса, с трудом переводя дух, – когда долго бежишь со всех ног, непременно попадешь в другое место.
– Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!
ПЧ