Исходя из принципа приоритетности норм Налогового кодекса над нормами других актов в случае их противоречия в отношениях налогообложения, размер арендной платы (платы за землю (ст.ст. 269, 270, 288 НК) в любом случае не может быть меньше, чем установленный подпунктом 288.5.1 пункта 288.5 ст. 288 НК (не менее 3 % нормативной денежной оценки). К такому выводу пришел ВСУ при пересмотре дела №21-165а15 по спору об отмене налоговых уведомлений-решений.
В рассматриваемом деле Высший административный суд, отменяя решение судов предыдущих инстанций и принимая новое - об удовлетворении исковых требований, в частности, исходил из того, что изменение размера земельного налога в соответствии с Законом от 3 июня 2008 года №309-VI является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы путем внесения соответствующих изменений в договоры аренды земли его участниками, указанное не тянет автоматическое изменение условий договоров о размере арендной палаты, а затем и соответствующее доначисление налоговым органом суммы налогового обязательства по арендной плате с применением штрафных санкций по оспариваемым налоговым уведомлениям-решениям.
В решении, предоставленном в подтверждение неодинакового правоприменения, ВАСУ согласился с выводом апелляционного суда о том, что в результате несоблюдения субъектом хозяйствования требований подпункта 288.5.1 пункта 288.5 ст. 288 НК ответчик правомерно вынес налоговое уведомление-решение, учитывая, что начиная с 1 января 2011 года (вступления в силу НК) минимальный размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности и денежная оценка которых установлена, составляет 3% от денежной оценки, а истец не пересчитал величину арендной платы на текущий 2011 год с учетом указанной нормы НК.
Решая вопрос об устранении расхождений в применении судом кассационной инстанции подпункта 288.5.1 пункта 288.5 ст. 288 НК, ВСУ разъяснил, что со вступлением в силу НК годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, подлежащей перечислению в бюджет, должен соответствовать требованиям подпункта 288.5.1 пункта 288.5 ст. 288 этого Кодекса и является основанием для пересмотра установленного размера арендной платы.