Национальный банк вместе с Министерством экономического развития упростили процедуру сотрудничества украинских фрилансеров, работающих через Интернет, со своими иностранными заказчиками.
Об этом говорится в письме от 7 июля №22-01012/46746 «Об осуществлении контроля за операциями резидентов, которые предусматривают экспорт услуг нерезидентам через сеть Интернет».
В перечень предприятий, с которыми облегчена процедура сотрудничества фрилансеров, вошли:
- биржи фриланса (программисты, дизайнеры, копирайтеры, переводчики),
- прямые продажи (программисты, дизайнеры, копирайтеры, переводчики),
- магазины приложений (программисты), стоки (фотографы, иллюстраторы, операторы),
- торговые площадки (мастера, посредники по продаже товаров),
- рекламные посредники (владельцы сайтов, блоггеры) и др.
Как НБУ разъяснил в своем письме к банкам, теперь для соблюдения валютного законодательства IT-предпринимателям и их обслуживающим банкам достаточно инвойса об осуществлении услуг, который вместе с документом об оплате работ является подтверждением договорных отношений между заказчиком и исполнителем.
То есть, отдельный договор с мокрой печатью больше не нужен.
Кроме того, банки не имеют права требовать от своих клиентов перевода договоров на украинский, если в этом нет реальной необходимости (скажем, если инвойс и документ об оплате написаны на английском, то есть, международном языке отношений между иностранными контрагентами).
Зампредседателя НБУ Владислав Рашкован отмечает, что благодаря изменениям IT-предприниматели смогут больше сосредоточиться на своем основном бизнесе, а не на бюрократии: «Следовательно, рынок будет расти вследствие дерегуляции, и как результат мы увидим рост ВВП и приток в нашу страну валюты, которая еще недавно оставалась на счетах в иностранных банках».
«Поздравляем всех фрилансеров и желаем выгодных контрактов!» - говорится в сообщении НБУ.
Фрилансер и активист Филипп Духлий своей странице в Фейсбуке разъяснил основные аспекты нововведений:
«1) Прямые контракты с заказчиками.
Вы составляете оферту и выставлете инвойс на клиента, они содержит все необходимые данные для соответствия приказу 201 Минэкономики. Ставите подпись (печать если есть). Все. Согласно разъяснению НБУ, это и есть ваш договор. Клиент подписывает его ответным действием, т.е. оплатой. Его показываете в банк.
Также в этом инвойсе (оферте) должна присутствовать фраза, что оплата по инвойсу является принятием предложения и свидетельствует об оказании услуг заказчику. Наличие этой фразы делает инвойс документом, который вместе с оплатой подтверждает факт выполнения услуг. Т.е. заменяет акт выполненных работ.
2) Работа через посредников (биржи, стоки, магазины и т.д).
Аналогично. Вы работаете по публичной оферте, размещенной на сайте, вы ее приняли, открывая аккаунт. В ответ на эту оферту вы выставляете инвойс. Добавляете что, это инвойс на публичную оферту по такой-то ссылке и оплата по нему является свидетельством выполнения работ. Банк может попросить перевод публичной оферты, но не обязан это делать.
Т.е. все, что вам теперь надо для работы с иностранными заказчиками, - инвойс и оферта (максимум - перевод публичной оферты). Никаких подписей и печатей клиента, никаких пересылок документов туда-сюда, никаких мокрых печатей от клиента и т.д. и т.п.
В ближайшее время будет разработан и опубликован шаблон инвойса, который соответствует этому письму НБУ».