Нежданная проверка Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС или в народе - Санстанции) - один из страшных снов практически каждого предпринимателя. В большинстве же случаев такие проверки заканчиваются штрафными санкциями, изъятием продукции, прекращением производства и другими неблагоприятными последствиями. В результате работа предприятия может быть парализована полностью либо частично. Нередки случаи, когда и СЭС, пользуясь юридической безграмотностью бизнесменов, несправедливо применяет санкции. Однако если такое произошло с Вами - не спешите расстраиваться, ведь все нарушения, допущенные во время проверки, являются основаниями для дальнейшего обжалования действий СЭС в суде.
Юлия Стусова, адвокат компании "Скляренко и партнеры" для UBR.UA
Кого и за что могут оштрафовать?
Согласно нормам действующего законодательства, по результатам проверки СЭС или Госпотребинспекции может быть оштрафовано как само предприятие, так и его должностные лица. Например, в соответствии с ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", штрафные санкции к предприятию могут быть применены за: уклонение от предъявления проверяющим СЭС продукции, которая подлежит контролю; выпуск, реализацию продукции, которая является опасной для жизни и здоровья людей; реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации СЭС; реализацию импортной продукции, которая является опасной для жизни и здоровья людей; нарушение требований по соблюдению тишины и ограничению определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом и т.д. Следует отметить, что финансовые санкции, предусмотренные данным законом, являются значительными (от 25% до 100% стоимости продукции, по которой допущено то или иное нарушение).
Также вышеупомянутый закон предусматривает штрафные санкции за нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний СЭС для должностных лиц и граждан. Ответственность за нарушения в данной сфере в виде штрафа же предусматривает и Кодекс Украины об административных правонарушениях (например – ст. 188-11 "Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, выводов, а также других законных требований должностных лиц СЭС").
Ответственность за нарушение законодательства о правах потребителей предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (контроль за соблюдением требований законодательства по защите прав потребителей осуществляет Госпотребинспекция). В частности, ст. 156-1 данного кодекса предусмотрены штрафные санкции за предоставление производителями либо продавцами недостоверной информации о продукции и т.д. Штраф за предоставление потребителям услуг, выполнение работ, которые не соответствуют нормам и стандартам, предусмотрен ст. 168-1 Кодекса Украины. За невыполнение законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей полагается штраф в соответствии со ст. 188-2 КоАП. В целом, размер штрафных санкций, предусмотренных КоАП, за указанные выше нарушения, составляют от одного до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.
Кроме всего упомянутого выше следует отметить, что в арсенале СЭС и Госпотребинспекции также есть и другие серьезные санкции, вследствие которых работа предприятия может быть парализована полностью либо частично. Среди них - временный запрет (остановка) деятельности предприятия (полная либо частичная), вплоть до прекращения его деятельности (если нарушения невозможно устранить), опломбирование складов и т.д.
Пришла проверка. Что делать?
Во время проверки не следует безосновательно препятствовать ее проведению. В то же время, необходимо помнить, что сотрудники СЭС и Госпотребинспекции при проведении проверок должны действовать четко в рамках своих полномочий, предусмотренных законодательством.
Прежде всего, нужно проверить наличие у проверяющих законных оснований для проведения проверки, в частности - надлежащим образом оформленных документов (направление на проверку, удостоверение и т.д.). При ненадлежащем оформлении таких документов или их отсутствии компания имеет право не допустить проверяющих к проведению проверки.
Не стоит забывать и о том, что уполномоченный представитель компании имеет право присутствовать при проведении проверки и требовать от проверяющих соблюдения норм закона.
Результаты проверки оформляются актом, в котором указываются выявленные нарушения или фиксируется их отсутствие. При этом уполномоченный представитель проверяемого при подписании акта имеет право дать свои пояснения либо возражения относительно обстоятельств, указанных в акте, указать нарушения, допущенные проверяющими во время проверки. На практике представители компаний часто пренебрегают таким правом, а иногда и вообще отказываются подписать акт проверки. Делать этого на самом деле не стоит, ведь все нарушения, допущенные во время проверки, являются основаниями для обжалования ее негативных результатов (например - штрафных санкций).
Следует отметить, что на результаты проверки в значительной степени влияет подготовленность сотрудников компании к такой ситуации, в частности – их осведомленность о полномочиях проверяющих и правах проверяемых. Для этого на каждом предприятии желательно иметь разработанный юристами алгоритм действий сотрудников при проверках, с которым должны быть ознакомлены все лица, работающие в компании.
Что, если действия СЭС противоречат закону
Как уже упоминалось ранее, сотрудники СЭС и Госпотребинспекции при проведении проверок должны действовать четко в соответствии со своими полномочиями, предоставленными законодательством. Поэтому любые действия или требования проверяющих, выходящие за рамки их полномочий, противоречат закону. Примером незаконных действий в данном случае может являться попытка проведения проверки без надлежащих оснований (неправильно оформлены либо отсутствуют предусмотренные законодательством документы, подтверждающие право на проведение проверки; проверку пытаются провести не те лица, которые указаны в направлении и т.д.).