• Посилання скопійовано

Санстанція проти підприємця. Хто переможе?

Неочікувана перевірка Санітарно-епідеміологічної служби (СЕС або в народі - Санстанції) - є оним із страшних снів чи не кожного підприємця.

Нежданная проверка Санитарно-эпидемиологической службы (СЭС или в народе - Санстанции) - один из страшных снов практически каждого предпринимателя. В большинстве же случаев такие проверки заканчиваются штрафными санкциями, изъятием продукции, прекращением производства и другими неблагоприятными последствиями. В результате работа предприятия может быть парализована полностью либо частично. Нередки случаи, когда и СЭС, пользуясь юридической безграмотностью бизнесменов, несправедливо применяет санкции. Однако если такое произошло с Вами - не спешите расстраиваться, ведь все нарушения, допущенные во время проверки, являются основаниями для дальнейшего обжалования действий СЭС в суде.

Юлия Стусова, адвокат компании "Скляренко и партнеры" для UBR.UA

Кого и за что могут оштрафовать?

Согласно нормам действующего законодательства, по результатам проверки СЭС или Госпотребинспекции может быть оштрафовано как само предприятие, так и его должностные лица. Например, в соответствии с ЗУ "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", штрафные санкции к предприятию могут быть применены за: уклонение от предъявления проверяющим СЭС продукции, которая подлежит контролю; выпуск, реализацию продукции, которая является опасной для жизни и здоровья людей; реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации СЭС; реализацию импортной продукции, которая является опасной для жизни и здоровья людей; нарушение требований по соблюдению тишины и ограничению определенных видов деятельности, которые сопровождаются шумом и т.д. Следует отметить, что финансовые санкции, предусмотренные данным законом, являются значительными (от 25% до 100% стоимости продукции, по которой допущено то или иное нарушение).

Также вышеупомянутый закон предусматривает штрафные санкции за нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний СЭС для должностных лиц и граждан. Ответственность за нарушения в данной сфере в виде штрафа же предусматривает и Кодекс Украины об административных правонарушениях (например – ст. 188-11 "Невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, выводов, а также других законных требований должностных лиц СЭС").

Ответственность за нарушение законодательства о правах потребителей предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях (контроль за соблюдением требований законодательства по защите прав потребителей осуществляет Госпотребинспекция). В частности, ст. 156-1 данного кодекса предусмотрены штрафные санкции за предоставление производителями либо продавцами недостоверной информации о продукции и т.д. Штраф за предоставление потребителям услуг, выполнение работ, которые не соответствуют нормам и стандартам, предусмотрен ст. 168-1 Кодекса Украины. За невыполнение законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей полагается штраф в соответствии со ст. 188-2 КоАП. В целом, размер штрафных санкций, предусмотренных КоАП, за указанные выше нарушения, составляют от одного до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Кроме всего упомянутого выше следует отметить, что в арсенале СЭС и Госпотребинспекции также есть и другие серьезные санкции, вследствие которых работа предприятия может быть парализована полностью либо частично. Среди них - временный запрет (остановка) деятельности предприятия (полная либо частичная), вплоть до прекращения его деятельности (если нарушения невозможно устранить), опломбирование складов и т.д.

Пришла проверка. Что делать?

Во время проверки не следует безосновательно препятствовать ее проведению. В то же время, необходимо помнить, что сотрудники СЭС и Госпотребинспекции при проведении проверок должны действовать четко в рамках своих полномочий, предусмотренных законодательством.

Прежде всего, нужно проверить наличие у проверяющих законных оснований для проведения проверки, в частности - надлежащим образом оформленных документов (направление на проверку, удостоверение и т.д.). При ненадлежащем оформлении таких документов или их отсутствии компания имеет право не допустить проверяющих к проведению проверки.

Не стоит забывать и о том, что уполномоченный представитель компании имеет право присутствовать при проведении проверки и требовать от проверяющих соблюдения норм закона.

Результаты проверки оформляются актом, в котором указываются выявленные нарушения или фиксируется их отсутствие. При этом уполномоченный представитель проверяемого при подписании акта имеет право дать свои пояснения либо возражения относительно обстоятельств, указанных в акте, указать нарушения, допущенные проверяющими во время проверки. На практике представители компаний часто пренебрегают таким правом, а иногда и вообще отказываются подписать акт проверки. Делать этого на самом деле не стоит, ведь все нарушения, допущенные во время проверки, являются основаниями для обжалования ее негативных результатов (например - штрафных санкций).

Следует отметить, что на результаты проверки в значительной степени влияет подготовленность сотрудников компании к такой ситуации, в частности – их осведомленность о полномочиях проверяющих и правах проверяемых. Для этого на каждом предприятии желательно иметь разработанный юристами алгоритм действий сотрудников при проверках, с которым должны быть ознакомлены все лица, работающие в компании.

Что, если действия СЭС противоречат закону

Как уже упоминалось ранее, сотрудники СЭС и Госпотребинспекции при проведении проверок должны действовать четко в соответствии со своими полномочиями, предоставленными законодательством. Поэтому любые действия или требования проверяющих, выходящие за рамки их полномочий, противоречат закону. Примером незаконных действий в данном случае может являться попытка проведения проверки без надлежащих оснований (неправильно оформлены либо отсутствуют предусмотренные законодательством документы, подтверждающие право на проведение проверки; проверку пытаются провести не те лица, которые указаны в направлении и т.д.).

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»

  • Скільки часу може тривати планова перевірка ДПС?
    Тривалість планових перевірок ДПС не повинна перевищувати 30 р.дн. для великих платників податків, щодо суб’єктів малого підприємництва – 10 р.дн., інших платників податків – 20 р.дн.
    20.11.2024152
  • Що робити у разі арешту рахунку: поради Мінʼюсту
    У разі арешту рахунку передусім потрібно звернутися до банку, щоб дізнатися, у звʼязку з чим накладено арешт. Банк надасть реквізити виконавчого провадження. За цими даними слід вже звʼязатися з виконавчою службою
    20.11.20241 421
  • УВАГА! ДРС затвердила план комплексних перевірок на 2025 рік
    Незважаючи на те, що "воєнний" мораторій на планові перевірки контролюючих органів поки що діє, деяким з них вже дозволено проводити нагляд. Тому ДРС затвердила та оприлюднила наказ щодо комплексних перевірок на 2025 рік. Він налічує 32037 записів
    18.11.20246 6926
  • Мінімізація податкових ризиків: які заходи впроваджуються ДПС?
    ДПС запроваджує нову систему, яка допомагає мінімізувати податкові ризики, поєднуючи проактивні заходи, спрямовані на запобігання можливим податковим порушенням, та реактивні заходи, спрямовані на виправлення ситуації та запобігання її повторенню
    14.11.2024162
  • Ключові заходи ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року
    Ключовими заходами ДПС у межах впровадження Нацстратегії доходів до 2030 року є зміцнення доброчесності та боротьба з корупцією, підвищення рівня дотримання податкового законодавства, автоматизація роботи з боргами, міжнародна співпраця, цифровізація
    14.11.202459