• Посилання скопійовано

Підстави для позапланової перевірки - звернення фізосіб

Тепер підставою для позапланової перевірки буде обгрунтоване звернення фізосіб про порушення суб'єктом господарювання його законних прав

Підстави для позапланової перевірки - звернення фізосіб

Напомним, что 3 августа вступил в силу Закон от 31.07.2014 г. N 1622-VII, который ввел мораторий на проверки субъектов хозяйствования до декабря 2014 г. включительно всеми органами контроля, кроме органов государственной фискальной службы. А немного ранее, 22 июля, был принят Закон N 1600-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по ограничению вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования», которым внесены существенные изменения в законодательство в сфере проверок. 

Изменения в основном коснулись Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 877). В некоторых аспектах их, бесспорно, можно назвать революционными. Комментируемые изменения вступили в силу с 17 августа.

Первые изменения коснулись принципов госконтроля, изложенных в ст. 3 Закона № 877. Интересно отметить, что принцип объективности дополнен «принципом недопустимости проведения проверок субъектов хозяйствования по анонимным и другим  необоснованным заявлениям, а также неотвратимо- сти ответственности лиц за подачу таких заявлений».

Именно в связи с этими изменениями в части 1 ст. 6 заменено одно из оснований для проведения внеплановой проверки — вместо обращения физических и юридических лиц по поводу нарушения законодательства теперь основанием для внеплановой проверки будет «обоснованное обращение физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав». Здесь важно, что, во-первых, обращаться с жалобой могут только физлица, во-вторых, жалоба должна касаться именно нарушений их прав, а не абстрактного нарушения законодательства.

Статья 6 также дополнена правилом, согласно которому физлица, подавшие необоснованное обращение о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом. Это ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (имущественная, т. е. предусмотренная ГКУ, которая применяется в судебном порядке). Однако требование «обоснованности» обращения физлица, на наш взгляд, дает органам контроля свободу «отфутболить» необоснованное, на их взгляд, обращение без проверки, а реагировать только на выгодные обращения. Усматривается, что орган контроля должен реагировать на любую жалобу, где речь идет о нарушении конкретных прав заявителя, и ни одна жалоба не должна изначально считаться необоснованной — ведь в связи с этим повышается риск «отписок» гражданам, которые действительно обращаются за защитой своих прав.

По нашему мнению, изменение в этой части способствует коррупции.

Подробнее о новациях в проведении проверок читайте в свежем номере ДК №35 от 01.09.2014 г. , в статье "Революция в сфере проверок?"

Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор

Автор: Кравчук Олексій, д.ю.н., аудитор

Джерело: «Дебет-Кредит»

Рубрика: Право і відповідальність/Контролюючі органи і перевірки

Зверніть увагу: новинна стрічка «Дебету-Кредиту» містить не тільки редакційні матеріали, але також статті сторонніх авторів, роз'яснення співробітників фіскальної служби тощо.

Дані матеріали, а також коментарі до них, відображають виключно точку зору їх авторів і можуть не співпадати з точкою зору редакції. Редакція не ідентифікує особи коментаторів, не модерує тексти коментарів та не несе відповідальності за їх зміст.

30 днiв передплати безкоштовно!Оберiть свiй пакет вiд «Дебету-Кредиту»
на мiсяць безкоштовно!
Спробувати

Усі новини рубрики «Контролюючі органи і перевірки»