Напомним, что 3 августа вступил в силу Закон от 31.07.2014 г. N 1622-VII, который ввел мораторий на проверки субъектов хозяйствования до декабря 2014 г. включительно всеми органами контроля, кроме органов государственной фискальной службы. А немного ранее, 22 июля, был принят Закон N 1600-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по ограничению вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования», которым внесены существенные изменения в законодательство в сфере проверок.
Изменения в основном коснулись Закона Украины от 05.04.2007 г. №877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон №877). В некоторых аспектах их, бесспорно, можно назвать революционными. Комментируемые изменения вступили в силу с 17 августа.
Первые изменения коснулись принципов госконтроля, изложенных в ст. 3 Закона №877. Интересно отметить, что принцип объективности дополнен «принципом недопустимости проведения проверок субъектов хозяйствования по анонимным и другим необоснованным заявлениям, а также неотвратимо- сти ответственности лиц за подачу таких заявлений».
Именно в связи с этими изменениями в части 1 ст. 6 заменено одно из оснований для проведения внеплановой проверки — вместо обращения физических и юридических лиц по поводу нарушения законодательства теперь основанием для внеплановой проверки будет «обоснованное обращение физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав». Здесь важно, что, во-первых, обращаться с жалобой могут только физлица, во-вторых, жалоба должна касаться именно нарушений их прав, а не абстрактного нарушения законодательства.
Статья 6 также дополнена правилом, согласно которому физлица, подавшие необоснованное обращение о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства, несут ответственность, предусмотренную законом. Это ответственность за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (имущественная, т. е. предусмотренная ГКУ, которая применяется в судебном порядке). Однако требование «обоснованности» обращения физлица, на наш взгляд, дает органам контроля свободу «отфутболить» необоснованное, на их взгляд, обращение без проверки, а реагировать только на выгодные обращения. Усматривается, что орган контроля должен реагировать на любую жалобу, где речь идет о нарушении конкретных прав заявителя, и ни одна жалоба не должна изначально считаться необоснованной — ведь в связи с этим повышается риск «отписок» гражданам, которые действительно обращаются за защитой своих прав.
По нашему мнению, изменение в этой части способствует коррупции.
Подробнее о новациях в проведении проверок читайте в свежем номере ДК №35 от 01.09.2014 г. , в статье "Революция в сфере проверок?"
Алексей КРАВЧУК, к. ю. н., доцент, аудитор