Пункт 13-4 Закона №1797-VIII о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины, пожалуй, является наиболее громким "юридическим ляпом" Верховной Рады Украины за последние несколько лет — изменения в НК Украины дали основания говорить о том, что в Украине с 01 января 2017 года ликвидирована налоговая милиция.
Даже господин Министр финансов Украины на своей странице отметил что "У кінці 2016 року через технічну помилку Верховна Рада фактично оголосила податкову міліцію поза законом вже з 1 січня 2017 року."
Ситуацию попыталась исправить госпожа Южанина, глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, которая в своем письме от 12.01.2017 г. указала на то, что при внесении изменений в НК Украины была допущена "техническая ошибка", а налоговая милиция продолжает действовать в правовом поле.
Давайте попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.
За комитетом по вопросам налоговой и таможенной политики закреплено направление законодательной работы по вопросам системы налогообложения, а также организация деятельности налоговых органов, налоговой милиции (постановление Верховной Рады Украины "О перечне, количественном составе и предметах ведения комитетов Верховной Рады Украины восьмого созыва").
Комитет Верховной Рады Украины — орган Верховной Рады Украины, который образуется из числа народных депутатов Украины для осуществления по отдельным направлениям законодательной работы, подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, отнесенных к полномочиям Верховной Рады Украины, выполнения контрольных функций (ст. 1 Закона Украины "О комитетах Верховной Рады Украины").
Указанные нормы законодательства не предоставляют Комитетам право официального толкования законов. Соответствующими полномочиями наделен Конституционный суд Украины.
Из письма госпожи Южаниной следует, что налоговая милиция после 1 января является легитимной и действует на законных основаниях.
Но давайте посмотрим на письмо внимательно. Последний абзац очень интересен: "вопрос согласованности норм Закона №1797-VIII и других норм права будет решаться в соответствии с Регламентом Верховной Рады Украины".
Действительно, единственным документом, который даст ответ, как устранить существующий казус, является Регламент Парламента.
Согласно п. 3 ст. 128 Регламента, после принятия закона в целом внесение в его текст каких-либо изменений (за исключением исправления грамматических или технических ошибок) допускается лишь по предложению Председателя Верховной Рады Украины в порядке, определенном настоящим Регламентом.
Можно ли считать неточность в законе "технической ошибкой"?
По исправлению закона, который принят в целом народными депутатами, процедура вполне ясна и прописана в статье 131 Регламента.
Внесение исправлений и уточнений в уже принятый текст Закона допускается исключительно до его подписи Председателем Верховной Рады Украины.
В дальнейшем любые исправления возможно внести путем принятия нового Закона о внесении поправок в уже существующий.
Аналогичные ситуации имели место и ранее, однако не получили столь широкой огласки.
Например, технические ошибки были допущены в законе от 27.03.14 г. №1166-VII "О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине" и законе о введении контрактной формы работы в сфере культуры и конкурсной процедуры назначения руководителей государственных и коммунальных учреждений культуры (Закон №955-VIII). Ошибки исправлялась путем внесения изменений в законы.
То есть, "техническая описка" в настоящее время является законом. Точка. Закон действует, изменения в закон возможны только путем принятия нового закона о внесении изменений по полной процедуре.
Как следствие, если закон "о ликвидации налоговой милиции" является опубликованным и вступил в силу, то его положения действуют, если иное не установлено законом.
Какие возможности открывает "техническая ошибка"?
Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса Украины, органами предварительного расследования, осуществляющими контроль за соблюдением налогового законодательства, является налоговая милиция.
Пунктом 348.1 статьи 348 раздела XVIII-2 Налогового кодекса Украины определено, что налоговая милиция состоит из специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями, действующих в составе соответствующих контролирующих органов, и осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, выполняет оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную и охранительную функции.
В соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины, осуществление процессуальных действий лицами без необходимых полномочий незаконно и является противоправным.
Поэтому нормы Закона №1797-VIII (закон о ликвидации налоговой милиции) могут быть использованы при построении линии защиты по уголовному делу.
К примеру, обратим внимание на стадию окончания досудебного расследования.
Одним из способов окончания досудебного расследования в уголовном производстве является направление обвинительного акта в суд.
В соответствии с требованиями п. 5 ч. 2 ст. 291 УПК Украины, обвинительный акт должен содержать изложение фактических обстоятельств уголовного правонарушения, прокурор считает установленными, правовую квалификацию уголовного преступления со ссылкой на положения закона и статьи (части статьи) закона Украины об уголовной ответственности и формулировка обвинения.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 314 УПК Украины, в подготовительном судебном заседании суд вправе возвратить обвинительный акт, если он не соответствует требованиям процессуального закона.
Как показывает судебная практика, по делам об уклонении от уплаты налогов основаниями для возвращения обвинительного акта является недоказанность размера причиненного вреда налогоплательщиком, отсутствие изложение обстоятельств уголовного правонарушения, отсутствие подписей лица, составившего реестр материалов досудебного расследования; не вручения защитнику и/или обвиняемому обвинительного акта и тому подобное.
Сейчас к основаниям возвращения обвинительного акта можно также добавить еще одну — отсутствие полномочий после 01.01.2017 р. у следователя специальных подразделений по борьбе с налоговыми правонарушениями осуществлять процессуальные действия.
Конечно, тезис о том, что "налоговой милиции" не существует с 01.01.2017 г., должен пройти испытание в суде, ибо позиция судебной ветви власти может оказаться кардинально противоположной позиции госпожи Южаниной.
Как следствие, суды могу занять позицию, согласно которой "техническая ошибка" и вовсе не ошибка, а действующий закон.
Юрий Бауман,
адвокат, партнер адвокатского объединения "Бауман Кондратюк"